Современная судебная система россии 2021

Судебная система пошла на сокращение

Современная судебная система россии 2021

Госдума одобрила во вторник во втором чтении поправки к закону «О судебной системе», предусматривающие ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов.

Поправки, внесенные ко второму чтению главами комитетов по законодательству Совета федерации и Госдумы Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым, профильный думский комитет одобрил накануне вечером.

Хотя в ряде регионов эти суды вступали в жесткий конфликт с властями, в целом их упразднение никак не повлияет на правовой климат, считают эксперты, поскольку число региональных предметов ведения, которые могли относиться к их юрисдикции, крайне незначительно.

Поправки ко второму чтению президентского законопроекта о порядке прекращения полномочий судей комитет Думы по законодательству и госстроительству одобрил в понедельник вечером. Они признают утратившей силу ст.

 27 закона «О судебной системе», которая дает регионам право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия местных законов и других правовых актов региональным конституциям и уставам.

Поправки предусматривают ликвидацию этих судов до 1 января 2023 года, запрещают им со дня вступления закона в силу принимать новые дела к производству, но сохраняют за их судьями положенные по закону гарантии.

Другая поправка дает регионам право создавать при заксобраниях конституционные или уставные советы, полномочия и функции которых никак не оговариваются.

Судьба региональных конституционных и уставных судов фактически была решена еще летом после одобрения поправок к Основному закону. В предыдущей редакции Конституции ст. 118 гласила: «Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом».

Теперь же в ней появился закрытый перечень судов, составляющих судебную систему: это Конституционный суд, Верховный суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды регионов в этот перечень не вошли.

В то же время КС России получил право по запросу президента проверять конституционность региональных законов до их обнародования губернаторами.

В ходе обсуждения поправок к Конституции в региональных парламентах некоторые депутаты поднимали вопрос о судьбе местных КС.

Например, спикер якутского парламента Петр Гоголев выражал сожаление по поводу вероятного упразднения КС республики, хотя и поддержал поправки в целом.

А входивший в рабочую группу по изменению Конституции спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин даже предлагал исправить статью о судебной системе и вписать в нее региональные конституционные суды, но ничего не добился.

Сейчас конституционные и уставные суды существуют лишь в 16 регионах: в 13 из 22 республик, Санкт-Петербурге, Калининградской и Свердловской областях.

В 2018 году был упразднен КС Бурятии, бездействовавший с 2012 года. В октябре 2020 года депутаты Калининградской облдумы внесли законопроект о ликвидации уставного суда в целях оптимизации расходов областного бюджета.

А вот парламент Ингушетии в сентябре отказался рассматривать аналогичный законопроект, предложенный главой республики Махмуд-Али Калиматовым. По мнению депутатов, реализация этой инициативы грозила массовыми протестами.

Напомним, ингушский КС в октябре 2018 года признал неконституционным республиканский закон об изменении границы с Чечней, принятый во исполнение подписанного руководителями двух республик соглашения.

Подписание этого договора в сентябре 2018 года вызвало в Ингушетии протесты, сопровождавшиеся столкновениями с полицией.

Тогдашний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров обжаловал решение КС в федеральном КС, который его отменил, после чего закон о новой границе все же вступил в силу.

По словам судьи КС России в отставке Тамары Морщаковой, еще летом в ходе принятия поправок в Конституцию она разделяла опасения общественности и СМИ в связи с тем, что уставные суды не упомянуты в ст. 118 обновленной Конституции.

«Но тогда это ничего не значило, потому что суды создаются не в обязательном порядке. Поэтому как их можно упоминать как существующие в федеральной системе?» — говорит она.

Сейчас же, по ее мнению, действия законодателей можно охарактеризовать поговоркой «хозяин — барин».

Профессор права Ирина Алебастрова считает упразднение региональных КС реакцией центра на решение КС Ингушетии по вопросу границ с Чечней, а также на некоторые другие резонансные решения конституционных и уставных судов регионов.

«Институт регионального конституционного контроля в нашей стране является почти спящим. Но иногда он просыпается, принимая принципиальные решения»,— отмечает эксперт.

По ее мнению, построение правового государства предполагает содействие оживлению региональных КС, поскольку существует проблема исполнения региональных конституций и уставов.

Конституционный юрист Ольга Подоплелова напоминает, что в адрес региональных КС уже долгое время высказывается критика с точки зрения затрат на их содержание и результатов работы.

Глава аналитического департамента юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова говорит, что в этих судах рассматривались лишь единичные дела, а сами они не оказывали существенного влияния ни на судебную практику, ни на общественную жизнь: «Место их в судебной системе было противоречиво: они хоть и регулировались федеральным законодательством, но не считались судебной инстанцией, решение которой можно было где-либо обжаловать».

По мнению госпожи Плешановой, упразднение этих судов не будет иметь принципиального значения и не скажется на правовом климате, поскольку Конституция выделяет предметы ведения федерации, совместного ведения, оставляя регионам лишь незначительную часть.

А создание конституционных советов при законодательных органах регионов открывает возможность «для какого-то самостоятельного регионального правосудия, не вписанного в общую судебную систему, притом что судоустройство — исключительная компетенция федерации», добавляет госпожа Плешанова.

Упразднение региональных конституционных и уставных судов давно назрело, поскольку это рудименты далекой эпохи парада суверенитетов, не играющие никакой роли на современном этапе, уверен политолог Ростислав Туровский: «Эти суды не могут и не могли влиять на отношения между центром и регионами, оспаривая федеральные решения, а это единственное, что могло иметь политический смысл. Планируется создание некоего их аналога при региональных заксобраниях, что вполне соответствует реалиям. Такие структуры смогут оценивать законность актов региональной и муниципальной власти, но им вряд ли дадут развернуться».

Мария Макутина, Елена Рожкова, Ксения Веретенникова, Иван Дарбиниекс, корсеть “Ъ”

Конституционный (уставный) суд Челябинской области просуществовал менее двух лет. На его создании настаивал губернатор Михаил Юревич, возглавлявший регион в 2010–2014 годах. Состав суда депутаты заксобрания региона утвердили в декабре 2011 года, открытие состоялось в октябре 2012-го.

За время существования он успел вынести три решения и около десятка определений. Региональная инстанция по иску пенсионерки, обладавшей автомобилем мощностью 240 лошадиных сил, признала неконституционным местный закон об отмене льгот по транспортному налогу для пенсионеров на автомобили мощностью более 150 л. с.

Однако челябинские депутаты обжаловали это решение в федеральном Конституционном суде, который их поддержал. В январе 2014 года заксобрание Челябинской области по предложению и. о. губернатора Бориса Дубровского упразднило конституционный облсуд, объяснив это оптимизацией бюджетных расходов.

Руководство суда жаловалось в администрацию президента, Генпрокуратуру и прокуратуру Челябинской области, но ничего не добилось.

Конституционный суд Татарстана был образован в 2000 году. Ранее его функции выполнял комитет конституционного надзора Татарстана, появившийся в конце 1990 года.

В прошлом году Конституционный суд Татарстана рассмотрел 35 дел о проверке конституционности актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления — столько же, сколько и в 2018 году.

В 2015 году, в ходе рассмотрения жалобы КПРФ на региональный закон о митингах, суд признал закон конституционным и указал, что возможно его «совершенствование»: например, можно было бы разрешить проведение шествий и демонстраций в тех местах, где они были запрещены.

Однако, Госсовет (парламент) Татарстана эту рекомендацию проигнорировал. В этом году суд и вовсе отказался рассматривать жалобу члена ПАРНАС Марселя Шамсутдинова на запрет самовыдвиженцам участвовать в выборах президента республики.

С 2016 года Уставный суд Петербурга опубликовал 16 определений, четыре из которых об отказе в рассмотрении дела. Одним из самых громких дел Уставного суда Петербурга было признание в 2005 году администрации губернатора Валентины Матвиенко нелегитимной.

Законодательное собрание Петербурга заставило нелояльных госпоже Матвиенко судей досрочно сложить полномочия. Тогда же суд лишился основной части своих полномочий. Сейчас обратиться в уставный суд города может группа из пяти депутатов, губернатор или муниципальное образование.

Простой гражданин может обратиться с просьбой о толковании закона, только если его положения нарушают его права. В 2021 году на уставный суд из бюджета Петербурга будет выделено более 100 млн руб. Сейчас председателем суда является сокурсница зампреда Совбеза Дмитрия Медведева Наталья Гуцан, супруга полпреда президента на Северо-Западе Александра Гуцана.

Еще до ания по поправкам к Конституции члены Санкт-Петербургского законодательного собрания внесли в законодательство возможность отставки судей уставного суда в связи с его упразднением.

За 27 лет существования в Дагестане местный конституционный суд принял всего 33 постановления. Значимыми эксперты называют лишь два из них. Первое было принято в 1996 году и касалось продления полномочий председателя Госсовета республики (высшего органа власти на тот период).

Суд признал законным обнуление сроков Магомедали Магомедова.

А в сентябре 2018 года суд признал не соответствующим Конституции республики принятое в 2002 году постановление махачкалинского городского собрания о переводе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, находящихся в черте столицы, в жилые микрорайоны города.

После этого официальная численность населения Махачкалы сократилась почти вдвое. Это повысило уровень благоустроенности города в отчетах федерального Министерства строительства ЖКХ, но лишило муниципалитет части финансирования, а садоводов — права самостоятельно распоряжаться земельными участками.

Корсеть “Ъ”

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4575259

Крах и паралич российской судебной системы

Современная судебная система россии 2021

В ходе многолетней судебной работы,мы наблюдали,как,начиная с середины 90-х и к настоящему времени, судебная система России основательно изменилась.

Что ни говори,в 90-е годы в судах по гражданским делам в какой-то степени присутствовали такие понятия,как состязательность процесса по гражданским и административным делам,независимость судей,возможность пересмотра судебных постановлений в судах вышестоящих инстанций.

По уголовным делам присутствовал относительно достаточный процент оправдательных приговоров,а уголовные дела могли быть прекращены на любой стадии уголовного процесса за недоказанностью вины человека,либо при отсутствии прямых доказательств его вины.

Влиянием на суды во времена 90-х имела прокуратура,которая по сути могла осуществлять эффеутивный надзор за деятельностью судей.

Но что происходит в судах в наши дни при нахождении у власти путинской верхушки?

А происходит вот что.

По гражданским делам судьи,в большинстве случаев, отдают предпочтение не рассмотрению дел по закону,а той стороне процесса,которая заранее,до начала рассмотрения конкретного дела,нашла контакт с людьми,которые являлись либо бывшими сотрудниками аппарата судов,либо имели личные контакты с данными работниками. Есть процент дел,решения по которым принимаются по звонку сверху в форме административного давления.

Суды вышестоящих,в частности,апелляционных инстанций,которые по закону обязаны рассматривать дело заново,фактически их не рассматривают и в 90% случаев,даже не вникая в его суть,просто утверждают судебные решения судов первой инстанции,попросту заново перепечатав текст. Суды кассационной инстанции,в 99 % случаев,вообще не рассматривают кассационные жалобы и немотивированно отклоняют их.

По уголовным делам,власть изъяла из уголовно-процессуального закона положение,по которому уголовное дело могло быть прекращено за недоказанностью обвинения,устранив таким образом базовый и незыблемый принцип уголовного процесса,как: “любые неустранимые сомнения в виновности обвиняемого или подсудимого должно быть истолковано в его пользу”. В связи с этим,в путинской России процент оправдательных приговоров по уголовным делам стал смехотворным-около 0,001 %! Институт прокурорского надзора властью был существенным образом ограничен,в связи с чем,прокурор был лишен возможности самостоятельно отменять постановления следователя по уголовным делам,в том числе,отменять незаконные постановления следователей о возбуждении уголовных дел. Суды вышестоящих инстанций по уголовным делам,фактически также,как и по гражданским делам формально утверждают приговоры и другие судебные постановления судов первых инстанций,в связи с чем,полноценное обжалование таких судебных актов на практике сведено к нулю.

Отсюда следует логичный вопрос.

А зачем в таком случае нужны суды и судьи вышестоящих инстанций,которые фактически просто утверждают судебные постановления судов нижестоящих и за что эти должностные лица получают огромные судейской зарплаты,колоссальные льготы и преференции?! Зачем и кому нужны такие суды,которые являются ангажированными,никому не подконтрольными организациями,которые просто калечат судьбы и жизни многих людей одним росчерком пера?!

Зачем нужны суды,которые не рассматривают дела по существу с исследованием всех доказательств,попросту утверждая ранее принятые решения и,фактически,неспособны защитить права и законные интересы обычных граждан, следуя своим узкокорпоративным интересам при рассмотрении того или иного дела? Складывается впечатление,что вышестоящие судебные инстанции просто прикрывают судебные акты нижестоящих судов, а их “деятельность” никак не нацелена на установление истины и принятие решения согласно закону!

Такие понятия,как состязательность процесса,независимость судей и прочие базовые положения теории права,являются в путинской России лишь декорациями и существуют только на бумаге.

Мы уверены в том,что суды апелляционных и кассационных инстанций дрлжны быть упразднены в связи с их фактической бесполезностью,а на должности судей следует не назначать кандидатов,как это делает несменяемый Путин,а выбирать их точно также,как это было при СССР.

Вообще, мы убеждены в том,что реальных судов,которые в действительности защищали бы права и законные интересы граждан, в России не существует.

Российские суды нацелены лишь на написание красиво оформленных отписок,а их так называемые “решения” в подавляющем большинстве случаев вынесены с грубыми нарушения закона,никем фактически не проверяются и утверждаются вышестоящими инстанциями исключительно формально.

Поэтому,мы приходим к выводу,что в России сейчас действуют не суды,а квазисуды,фикция,имитация правосудия. Резонным остается вопрос,а кем и с какой целью так сделано? Ответ на этот вопрос,кажется простым.

Всему миру власти необходимо продемонстрировать,что в нашей стране есть закон,эффективные механизмы защиты прав граждан,а де-факто,все устроено властной верхушкой осознанно,с целью создания бесправного и полностью подконтрольного общества!

В целом,сознательное и целеноправленное разрушение основ права,его дискредитация,а также его стремителтная деградация в России,является,на наш взгляд результатом целеноправленной политики несменяемых кремлевских политиканов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9e4b9d1d656a00ad1f95bd/krah-i-paralich-rossiiskoi-sudebnoi-sistemy-5d9e4fea118d7f00ae94a3cd

Внесены изменения в законодательство о судебной системе в соответствии с Конституцией

Современная судебная система россии 2021

Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положенийобновленной Конституции.

Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщилоб изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.

Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах РоссийскойФедерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейскогосообщества в Российской Федерации» и Кодекс административногосудопроизводства РФ.

Закрепляетсяпорядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представленийо прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи102 Конституции.

Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могутбыть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая ихпредседателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, ВерховногоСуда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Судапо интеллектуальным правам.

Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьейпоступка, порочащего честь и достоинствосудьи, а также в иных случаях, свидетельствующихо невозможности осуществления судьей своих полномочий, которыепредусмотрены федеральными конституционными законами.

В законах закреплен переченьоснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедурупрекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены: 

  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленныхФедеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействиикоррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства(подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство илииного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территориииностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьмизапрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношенииостальных категорий судей действующийпорядок прекращения полномочий судей сохраняется(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоитобратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенностипрекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения ЗаконаРФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требованияк судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или инойдокумент, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведениясудебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектовРоссийской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусесудей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которогоконституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившимисполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональнымзаконодательством для таких судей в отставке.

Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принятьрешение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органахгосударственной власти региона.

«Изменениянаправлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышениюэффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачностиосуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —сообщил Павел Крашенинников.

Источник: http://duma.gov.ru/news/50046/

Концепция развития судебной системы в России

Современная судебная система россии 2021

Ключевые слова:судебная реформа, концепция развития судебной системы, судебная система.

Динамика развития права в современной России колоссальна, в связи с этим судебная система также требует развития, в том числе путем интегрирования различных звеньев системы с другими. Именно эта необходимость и обусловила вступление отечественной судебной системы в эпоху перемен.

В связи с опубликованием Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ», в первой половине 2014 г. был принят целый ряд законов, вносящих многочисленные поправки в российское законодательство, связанные с ликвидацией ВАС РФ и образованием нового ВС РФ, которые вступили в силу 6 августа 2014 г.

Помимо общих изменений, касающихся исключения каких-либо упоминаний о ВАС РФ и закрепления его полномочий за ВС РФ, изменений административного, организационного и финансового характера, а также многих технико-юридических поправок, в законодательство также внесен целый ряд других важных изменений.

В частности, один из основных блоков реформы коснулся внесения ряда существенных поправок в АПК РФ.

Россия уходит от двух полноценных вертикально выстроенных систем: арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Руководство обеими системами будет осуществлять ВС РФ, ранее высший орган судов общей юрисдикции. Упразднение ВАС РФ коснется и всей системы арбитражных судов.

Так, происходит образование новых арбитражных судов в связи с появлением двух субъектов России — республики Крым и г. Севастополь. В арбитражном процессе будет введена система двойного кассационного обжалования, существующая сейчас в судах общей юрисдикции.

Примечательно, что такая система дает возможность многолетнего хождения одного дела между судебными инстанциями. [1] В настоящее время в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».

Реализация Программы предусматривается в 2013–2020 годах. Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В рамках реализации Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:

–          информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы;

–          строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации;

–          оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности, а также обеспечение судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов;

–          внедрение современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление их материально-технической базы и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой;

–          внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;

–          обеспечение судей жилыми помещениями, предоставление работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации субсидий на приобретение жилых помещений. [2]

Несмотря на устойчивое развитие российской судебной системы в предыдущие годы (введение возможности публикации судебных актов в сети интернет, расширение медиации и техническое оснащение судов), граждане по-прежнему не доверяют судебной власти.

Согласно приведенным в Концепции статистическим данным, только 27 % граждан России доверяют органам правосудия. При этом сохраняются проблемы, связанные с качеством правосудия, сроками судопроизводства, неэффективным исполнением судебных актов.

Решение данных проблем станет приоритетным на ближайшие 18 лет.

Среди направлений модернизации российского правосудия названы: развитие системы разрешения споров граждан и организация с государством (административного судопроизводства), обеспечения права общественных объединений обращаться в защиту прав граждан и юридических лиц.

Отдельные шаги к созданию административного судопроизводства были предприняты до одобрения Концепции.

В частности, в конце июля Министерство юстиции Российской Федерации подготовило законопроект об унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Законопроект затрагивает регулирование судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений: в нем запланировано привести к единым стандартам субъектов обращения, порядок рассмотрения данных споров и опубликование решений по ним.

В концепции также отмечена необходимость уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Необходимость решения такой задачи была определена майским указом президента РФ В. В.

 Путина, и Министерство экономического развития Российской Федерации предложило для разделения уголовных составов и коммерческих споров изменить порядок возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям. [3]

Одной из причин нарушения разумных сроков судопроизводства в Концепции названа неудовлетворительная работа экспертных учреждений. Для ее решения планируется выделение дополнительных средств на развитие экспертной деятельности.

Также предусмотрен переход на электронный документооборот, при этом не только судебной системы, но системы исполнения судебных актов, включая создание единой автоматизированной информационной системы ФССП и создание электронного архива для хранения электронных документов.

С подобной идеей выступало и Министерство юстиции Российской Федерации, в связи с чем, был опубликован законопроект, предусматривающий распространение электронного документооборота для участников разных видов судопроизводства.

Законопроект министерства затрагивает также следователей и нотариат. [4]

В системе судов общей юрисдикции планируется расширение использования аудиозаписи хода судебного заседания.

Сейчас только 1550 судебных залов имеют возможность вести аудио протоколы, а по реалистичному сценарию реализации программы развития судебной системы — это число должно увеличиться в 10 раз.

Также в 95 % судов общей юрисдикции и 100 % судов арбитражных планируется ввести систему видеоконференц-связи.

В целях контроля реализации положений программы развития судебной системы планируется ввести ежегодный мониторинг выполненных задач. К индикаторам реализации программы отнесен, в частности, рост доверия граждан к правосудию: к 2020 году доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной, должна снизиться до 5 %.

Таким образом, Преобразования судебной системы, которые наблюдаются в настоящее время, являются результатом реализации положений Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». [5]

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что началом становления судебной системы в современной России считается 24 октября 1991 года — день принятия Концепции судебной реформы.

Концепция предложила план реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве. Продолжением судебной реформы принято считать появление Закона «О статусе судей».

Так же был принят ряд основополагающих законов, закрепивших принципы организации и функционирования судебной системы. Налажено финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Реализация Концепции судебной реформы способствовала решению целого ряда вопросов, связанных с утверждением самостоятельности и независимости судебной системы.

Был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Судебная реформа возродила в России институт мировых судей.

Для реформирования современной системы судов принимается Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», подразделяющий все суды на две группы: федеральные и суды субъектов.

Далее утверждается Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, которая носит комплексный характер и приводит к усилению авторитета судебной власти, укреплению независимости и самостоятельности судов и судей.

Создан первый специализированный суд в России — суд по интеллектуальным правам, который начал свою работу в 2013 г.

Опубликован Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» (6 февраля 2014 г.), которым предусмотрено упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и передача его полномочий в юрисдикцию нового Верховного Суда РФ.

Утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». Ее цели — повысить качество правосудия, усовершенствовать судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

В настоящее время судебная реформа направлена на: оптимальное устройство судебной системы, для обеспечения максимальной приближенности судов первой инстанции к населению, наличие вышестоящих судов, необходимых для реализации права заинтересованных лиц на обжалование судебных постановлений, а также для обеспечения правильного и единообразного применения федерального законодательства на территории России.

Литература:

1.                  Ершов В. В. Суд и правоохранительные органы: учебник. М.: Юрайт, 2014. С. 433–440 Мировая юстиция на окраинах. Основные выводы (Окончание) / С. В. Лонская // Мировой судья. — М.: Юрист. 2013. № 11. С. 22–29.

2.                  Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»: от 9 окт. 2012 г. // РГ-Бизнес. 2012. № 867. С 38.

3.                  Михайлов М. М. История образования и развития системы русского гражданского судопроизводства. М.: Книга по Требованию, 2014. С. 133.

4.                  Ершов В. В. Суд и правоохранительные органы: учебник. М.: Юрайт, 2014. С. 433–440.

5.                  Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы»: от 9 окт. 2012 г. // РГ-Бизнес. 2012. № 867. С 38.

Источник: https://moluch.ru/archive/88/17445/

Судебная Система Рф 2021 Схема

Современная судебная система россии 2021

Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения.

Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.

Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ.

Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Судебная система Российской Федерации

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(2) Арбитражные апелляционные суды.

К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

Система судов рф 2021

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа областным и равным им судам.

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

Схема судов РФ, актуальная для судебной системы 2021 года

Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.

  1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
  2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
  3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
  4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
  5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

Источник: https://yurist66.ru/spory-po-stroitelnomu-podryadu/sudebnaya-sistema-rf-2019-shema

Повышение зарплаты аппарату суда в 2021 году

Современная судебная система россии 2021

Судебную систему Российской Федерации нельзя назвать совершенной, и это далеко не преувеличение. Несмотря на то, что одним из главных событий 2019 года стала судебная реформа, в ходе которой запустились новые апелляционные и кассационные суды, проблемы остались.

Сегодня стоит обсудить, как работают российские суды, сколько зарабатывают их сотрудники, а также будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2021 годуОб этом и пойдет речь.

Судебная система и ее особенности

Судебная система очень обширна, поэтому список профессий, которые можно освоить для работы в юриспруденции, довольно широк. Судебный аппарат России предлагает такие должности как:

  • секретарь суда;
  • помощник судьи;
  • собственно, судья;
  • работник с архивами;
  • административный сотрудник;
  • охранник.

Параллельно есть ещё люди, которые занимаются делопроизводством, работают в отделе кадров или клининговой службе.

Для работы в судебной инстанции необходимо репутация частного человека, отсутствие уголовных дел, высшее образование, но людей, которые занимаются отделом кадров, клинингом и так далее, берут и без специального образования.

В современное время есть возможность начать свою служебную карьеру после окончания юридического колледжа, но необходимо помнить, что для получения высокой зарплаты и профессионального роста без диплома о высшем образовании обойтись не получится.

Наличие среднего образования дает возможность поступить в университет на льготной основе, и последние новости о повышении окладов аппарата суда в Россиитакже основываются на том, что учиться и достигать профессиональных высот можно только при высоком уровне окладов.

Престижной считается такая профессия, как работник секретаря суда. Они обычно прикрепляются к определённому судье, присутствуют на слушаниях. Не менее престижной является должность помощника суди. Этот человек отвечает за организацию слушаний и обеспечение нормального юридического процесса.

Правда в последнее время, заработные платы работников суда не растут, получается ответственности много, но материальная поддержка оставляет желать лучшего, поэтому наблюдается некий дефицит кадров.

И если не будет производиться увеличение зарплаты аппарату судато проблема будет только усугубляться.

Немного о судебной реформе

Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.

Основной целью изменений должно было стать создание новой судебной системы, которая будет отвечать всем запросам современного гражданского общества.

В первую очередь необходимо было создать высокий уровень правовой защищенности для населения России, и данный момент нельзя критиковать, потому что законодательство изменилась и практика показывает, что россияне стали более защищены в правовом плане.

Изменения законодательства не проходят бесследно, поэтому в полную силу суды начнут работать уже в 2021-м году. И здесь нужно сказать, что новые судебные инстанции имеют кардинально обновлённый рабочий состав, кстати говоря, именно на этом фоне и обсуждается вопрос по поводу того, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.

Образование для юристов

Судебная реформа привела к тому, что судебный процесс стал профессиональным. Теперь для того, чтоб стать его участником, обязательно необходим диплом о высшем юробразовании или подтверждённая юридическая ученая степень. Все это привело к тому, что многие представители судебной системы просто не смогли попасть на заседания.

Сегодня для работы в суде нужно специальное образование. Более того, необходима репутация, в соответствии с которой у родственников не должно быть уголовных дел или неоплаченных штрафов. Всё серьёзно, соответственно, прибавка к зарплате аппарата суда в Россиипросто необходима.

Что по сокращениям?

Сегодня суды заполнены чуть больше, чем на половину, потому что найти по-настоящему квалифицированные кадры в современное время – это серьезная проблема. Такие цифры приводятся официальной статистикой, но этого достаточно для того, чтоб судебная система нормально функционировала, потому что суд считается укомплектованным, если в нём занята половина штата.

В связи с этим по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2021 годупереживать, вероятнее всего, не стоит, но позаботиться об образовании, прохождении всех переаттестаций, подтверждении диплома и так далее, конечно, необходимо.

Зарплаты в 2021 году

Меры увеличения социальных гарантий обсуждаются уже очень давно. Работники судебной системы не является исключением этого вопроса, хотя некоторые и считают, что их заработная платы не такие уже маленькие, ставка аппарата суда на 2021 год в РФне так высока, как хотелось бы.

Работники суда на протяжении долгих лет ждут своего законного повышения зарплат, но так как и остальные бюджетники, попадают под действие кризиса и других форс-мажорных ситуаций.

Известно, что ещё в 2012-м году был принят законопроект, который касался не только увеличения денежного довольствия для сотрудников судебной системы, а также изменения статуса гражданской службы, нормализации рабочего состава и реорганизации судебной системы. Судебная реформа, как уже сказано выше, произошла немного позже, но она уже закончена. Ожидаемого роста зарплат, так и не случилось, и это создает проблемы.

Сегодня в судах наблюдается огромная ротация кадров. Она вызвана низким уровнем оплаты, но при этом высокими требованиями к профессиональному исполнению обязанностей. Работа в судебной системе не престижна, причём совершенно неважно, кем именно работает человек- просто секретарём или судьей.

Официальные данные говорят о том, что средний оклад судебного работника достигает примерно 45 000 рублей. И если эту сумму нельзя называть маленькой, то стоит помнить о том, что это именно средний оклад. Больше всего получают студии, затем их помощники, но есть ещё и другие представители судебного аппарата, поэтому и фактические зарплаты намного меньше.

Естественно, любой представитель судебной системы может рассчитывать на льготы, которые стимулируется бюджетными средствами, но их сумма обычно небольшая, поэтому заработные платы у этой категории бюджетников, можно сказать, средние. И это большая проблема, потому что в судебной системе наблюдается серьезная коррупция, а вызван этот процесс как раз несоответствием того, какую зарплату получают сотрудники и какую работу им приходится выполнять.

Ежегодно обсуждается вопрос по поводу поднятия заработных плат, однако в последний раз существенное повышение было произведено в 2011-м году.

Тогда оклады повысили председателям судов, помощникам судей и сотрудникам судебной канцелярии. В настоящее время секретарь судебной инстанции зарабатывает совсем немного выше, чем клининговой персонал.

Можно ли считать эту ситуацию нормальной? Вероятнее всего, нет.

Что известно по поводу роста заработных платы?

Не стоит напоминать о том, что в стране наблюдается серьезный финансовый кризис. Всемирный карантин, изоляция, отсутствие работы – все это привело к тому, что в бюджете появились серьезные проблемы.

Однако увеличение заработных плат бюджетников, к которым относятся представители судебной инстанции, заложено проектом бюджета, поэтому рассчитывать на него можно. Однако рост окладов будет произведён исключительно в рамках проведения ежегодной индексации, то есть индексация заработных плат в2021 году все-таки будет.

Оклады сотрудников судебного аппарата будут умножены на процент инфляции, ориентировочное повышение составит около 6 %.

Сразу нужно оговориться, что индексация коснётся только чистых окладов сотрудников, то есть в неё не входят надбавки, премиальные выплаты или любая другая материальная помощь.

При уровне чистого оклада, который равен прожиточному минимуму, к примеру, увеличение за счёт индексации будет совсем небольшим.

(7 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://russinfo.net/finance/zarplata/povyshenie-zarplaty-apparatu-suda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.