Совместное пользование

Содержание

Статья 253 ГК РФ. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

Совместное пользование

1. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

3. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников.

Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

4. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности настоящим Кодексом или другими законами не установлено иное.

Совместная собственность может быть долевой или общей. Существует довольно большое число причин для возникновения собственности второго варианта. Чаще всего в юридической литературе упоминаются случаи, связанные с семейными отношениями, но это вовсе не является правилом.

См. все связанные документы >>>

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи участники совместной собственности сообща, т.е. вместе, без определения порядка пользования владеют и пользуются общим имуществом.

Такой подход объясняется наличием личных отношений между участниками совместной собственности, ведением ими общего хозяйства, а также отсутствием изначального распределения долей. Тем не менее данное правило диспозитивно и соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок владения и пользования.

То есть сособственники могут заключить соглашение о порядке пользования общим имуществом, определяющее, какие конкретно вещи или части вещей будет использовать каждый из них.

2. Распоряжаться общим имуществом может каждый участник совместной собственности, независимо от того, кем из них и на чье имя приобретено имущество. При этом для упрощения гражданского оборота действует презумпция, что сделка совершается по согласию всех участников совместной собственности.

Представлять подтверждение согласия других участников совместной собственности не требуется.

Исключением являются сделки супругов по распоряжению общим недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, и/или сделки, для которых законом установлена обязательная нотариальная форма, и/или сделки, подлежащие обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 35 СК РФ).

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи, каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников.

Таким образом, общее правило о возможности распоряжения имуществом каждым из участников совместной собственности, базирующееся на презумпции согласия другого супруга, может быть изменено по соглашению самих участников общей собственности.

Например, предусмотрено право совершения всех сделок по отчуждению или некоторых из них одним из участников совместной собственности или совершение сделок по отчуждению имущества только при наличии общего письменного согласия всех участников.

Отсутствие у участника общей совместной собственности необходимых полномочий на совершение сделки дает основание для предъявления требования о признании сделки недействительной.

Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников, т.е. с таким требованием в суд не может обратиться лицо, которое совершило спорную сделку.

Для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо доказать, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Данное положение имеет целью защиту добросовестного приобретателя, т.е.

лица, которое не знало и не могло знать об отсутствии у контрагента необходимых полномочий в отношении сделки. Это правило продиктовано тем, что, по общему правилу, согласие участников предполагается, поэтому его наличие или отсутствие не всегда очевидно.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что ее правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ или другими законами не установлено иное. Так, специальные правила установлены ст. 35 СК.

Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

При этом возможность признания сделки недействительной не ставится в зависимость от осведомленности контрагента, так как в данном случае отсутствие надлежащего подтверждения согласия очевидно свидетельствует о нарушении установленного законом порядка совершения сделки и дает основания полагать, что согласие на ее совершение отсутствует.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-II/Glava-16/Statya-253/

Глобальные тренды совместного использования или владения: влияние на цепочки поставок

Совместное пользование

Экономика владения уступает место экономике совместного использования. Это еще один тренд, который значительно меняет наше стандартное понимание работы цепей поставок и их функционала.

Не только люди, но и целые компании не хотят больше владеть чем-то, а хотят платить только за время использования. Это касается и недвижимости, и транспортных средств, и даже производственных мощностей.

Управление цепочками поставок – гибкий процесс, который должен быть готов к любым изменениям внешней среды. Какие компании являются наибольшими выгодоприобретателями и что стоит за новым хайпом? 

Экономика совместного использования (sharing economy) как явление уже давно привлекает к себе внимание специалистов, а простые потребители активно используют преимущества новой модели экономических отношений. Является ли данный тренд хайпом или же влечет за собой радикальные изменения экономических устоев общества еще предстоит разобраться. 

Исследование по изучению экономики совместного использования было проведено компанией PriceWaterHouseCoopers (PwC) в 2014 году в США среди респондентов, которые уже были знакомы с этим понятием и даже используют некоторые сервисы.

На тот момент из общей выборки опрошенных всего 44% респондента так или иначе были знакомы с сервисами по совместному использованию активов и могли уже оценить разницу между ситуацией, когда можно стать владельцем актива или просто его временным пользователем.

Подробно об исследовании можно прочитать по ссылке: отчет PwC.

Исследование PwC показывает, что 83% респондентов считают, что совместное использование делает жизнь более удобной и эффективной, 76% говорят, что такой способ использования материальных активов благоприятен для окружающей среды, а 43% признают, что владение вещами может ощущаться как бремя. Конечный потребитель признает экономичность и доступность данного сервиса, который позволяет не выходить за рамки имеющихся денежных средств и не влезать в дорогостоящие кредиты.

При этом основными потребителями сервисов услуг совместного использования являются молодые люди в возрасте до 44 лет, что легко объяснимо образом жизни, восприимчивостью к изменениям, технической и компьютерной грамотностью.

А вот если смотреть на доходы тех, кто пользуется услугами совместного использования, то картина более интригующая: на группу в диапазоне доходов от  $25.000 до $49.999 приходится 24% от общего числа пользователей, а на группу с доходом от $100.000+ приходится 25% пользователей, остальные группы по доходности распределись в среднем по 11%.

То есть максимальное потребление услуг наблюдается в наиболее и наименее обеспеченных сегментах группы. Вполне объяснимо, что наименее обеспеченная группа ищет более дешевые сервисы совместного использования.

Какая же мотивация у более обеспеченной группы? Наше предположение заключается в том, что в этой группе основные вопросы, связанные с накоплением уже решены и приоритеры основных расходов распределены в других направлениях.

В нашей российской среде сейчас все чаще можно услышать укороченное – шеринг. Это говорит о том, что в массовое сознание российского потребителя в достаточной степени проникло понимание, что такое экономика совместного использования и это стало широкоиспользуемым термином.

Основные принципы экономики совместного использования основаны на том, что массовый потребитель уже не хочет копить имущество, а также вкладывать большие ресурсы в покупку и обслуживание дорогостоящих активов, занимая дорогие и долгосрочные кредиты. Ставка делается на мобильность, скорость и простоту. Гораздо проще взять что-то в аренду на время или обменять.

Пришло понимание, что можно объединяться в группы по интересам с тем, чтобы находить для себя оптимальные решения, связанные с жильем, транспортом, одеждой, продукцией индустрии развлечений и так далее, где можно не только найти подходящие новые варианты для себя, но и предложить то, что уже есть в наличии для кого-то другого.

Для обслуживания таких групп по интересам уже активно создаются различные интернет-платформы. Недавно, например, по данным журнала Sourcing Journal, заработал сервис, который позволяет клиентам за небольшую абоненствую плату брать до трех вещей без ограничений на обмен с бесплатной доставкой в обе стороны и бесплатной химчисткой.

Мы уже хорошо знакомы с такими сервисами как Airbnb, Uber, SoundCloud, Spotify и другие.

Конечно, остается очень много вопросов как социально-демографического, законодательного, так и общеэкономического характера. Например, для себя мы долго не могли найти ответа, в чем принциальная разница модели экономики совместного владения и арендой.

Действительно, на первый взгляд наблюдается однозначное сходство моделей взаимоотношений владельца и пользователя. Тем не менее разница есть.

На наш взгляд, в ситуации совместного использования стоимость услуги (сервиса) должна стремиться к нулю, ну или хотя бы должна быть минимальной на уровне стоимости транзаций, так как основная ценность в том, что и владелец и пользователь в равной степени получают компенсацию от использования актива.

Насколько это применимо с точки зрения традиционной экономической среды вопрос открытый. Однако в ситуации ограниченных ресурсов, роста населения, экологических проблем для экономики совместного использования открываются большие перспективы.

При этом не всегда ясно, насколько существующие уже сервисы совместного использования действительно такими являются.

В ситуации российских, в частности, московских коворкингов (coworking), коливингов (coliving) или шеринга автомобилей, всегда есть инвестор, девелопер, который вложил достаточные средства в приобретение материальных активов и по сути предоставляет услуги аренды пользователям.

То есть, на наш взгляд, происходит некая подмена понятий. При этом мы готовы согласиться с тем, что это является промежуточным этапом развития в условиях, когда вся законодательная база рассчитана на экономику владения.

Экономика совместного владения абсолютно выгодна для конечного потребителя с точки зрения ее экономичности: у меня есть что предложить, а у вас есть то, что мне нужно, при этом – это не обмен (бартер), когда вы просто меняетесь предметом навсегда. Вы остаетесь владельцем, но пользоваться могут многие, потому что вам это выгодно. Меняется основная парадигма владения. Общество становится более “легким”. Вопрос, кто основной держатель акций пока остается без ответа. 

Появление экономики шеринга неизбежно влечет за собой изменение многих бизнес-моделей, изменения регулирующих норм, а также стимулирует развитие новых технологий. 

Продажи автомобилей сокращаются повсеместно. Внедрение приложений, позволяющих организовывать “совместные поездки” и “совместное использование” уменьшают потребность в автомобилях.

https://www.youtube.com/watch?v=ooVEjwfxM8Q\u0026list=PLmfOF_jMZKaSNXLg5PfyTvspiK11lUyp4

Если посмотреть шире, то большие перспективы в связи с развитием экономики совместного использования есть и у производственных систем, например, в части совместного использования производственных площадок.

И такие примеры уже есть, о чем мы и писали ранее в статье про цифровые индустриальные платформы.

По крайней мере вопрос, как переложить тенденции потребительского рынка на производственную сферу считаем весьма актуальным для периода нестабильности, изменчивого спроса и вообще времени VUCA.

Основными ограничениями применения принципов экономики совместного использования в промышленных предприятиях на сегодняшний день являются:

– низкий уровень прозрачности бизнес-процессов;

– низкий уровень планирования и прогнозирования;

– низкий уровень доверия между партнерами и невозможность свободного обмена данными.

Тем не менее возможности, которые возникают в первую очередь для малого и среднего бизнеса, при использовании принципов экономики совместного пользования, достаточно велики. В некотором роде такая модель может быть драйвером для появления очередных технологий подрывного характера, которые полностью изменят жизнь потребителя.

Действительно, в случае, когда есть возможность не приобретать производственные активы, не заниматься их модернизацией и совершенствованием, можно сосредоточиться на креативной составляющей бизнеса.

Безусловно это снижает порог для вхождения в бизнес с точки зрения первоначальных инвестиций, но при этом повышает порог с точки зрения инновационной составляющей и качества идей, потому что конкуренция в этой части значительно увеличивается. 

При этом крупным малорентабельным производствам можно было бы включиться в цепочку шеринга, представляя свои производственные мощности под более креативные проекты, возможно, зарабатывая не просто на аренде, а на включении в цепочку создания ценности для клиента. Звучит ли это достаточно футуристично? Нам кажется, что определенное зерно в этом есть в случае, если речь идет об отраслях с современными подходами управления и имеющими перспективы развития минимум на десять лет вперед. 

Какое влияние на цепочку поставок может оказать распространение принципов экономики совместного владения?

Вот часть изменений, которые, на наш взгляд, можно ожидать:

– пересмотр логистических потоков (маршруты от потребителя к потребителю, минуя промежуточные хабы; изменение логики работы логистических операторов и т.д.);

– радикальные изменения в управлении спросом (еще больше demand-driven подход и все больше на основе больших данных);

– перестройка основной и поддерживающей инфраструктуры (производственные мощности, склады, сервис и т.д.); 

– новые ИТ-решения для поддержки новых сервисов планирования, коммуникаций;

– снижение маржи посредников по всей цепочке поставок или полное исчезновение самих посредников. 

23 апреля 2019 года в Москве прошла первая в России конференция по экономике совместного использования – Sharing Day, организатором которой стала основательница сервиса “Шер!” Александра Дорф.

На конференции обсуждались наиболее острые вопросы перспектив развития экономики совместного использования не только как мирового тренда, но и с точки зрения реальных сервисов.

На ней выступали представители компаний Yandex, Ikea, SAP, “Хлеб Насущный”, Bla-Bla-Car, ВШЭ и многих других и обсуждались различные проекты в области “экономики совместного использования”.

Одним из выступающих был Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУВШЭ, который поделился информацией о ланшафте глобальных трендов, разработанного при помощи анализа больших данных iFora.

Вашему вниманию представляем отрывок из выступления Александра Чулокна конференции Sharing Day.

Важно услышать не только про ближний и дальний круг трендов, возникающих вокруг экономики совместного использования, но и про экономическую эффективность, а именно, где маржа при использовании новой экономической модели, как выстраиваются цепочки добавленной стоимости. 

Вопрос, который остался за рамками этой конференции – это то, какие значимые изменения в производстве, продажах и занятости населения, повлечет смена экономической модели и как, в свою очередь, это отразится на цепях поставок.

На встречах Expert Supply Chain Club – Экспертного клуба по управлению цепями поставок мы обсуждаем самые острые вопросы развития современных цепей поставок и то, как меняются они в зависимости от меняющейся ситуации.

Приглашаем вас к участию в работе Клуба!

Источник: https://www.inprojects.ru/trend-ekonomika-arendy-vs-ekonomiki-vladeniya

Коммунизм, который никто не строил: куда нас заведет шеринговая экономика

Совместное пользование

Фото Getty Images ​​​​​​​Коммунистическая мантра «от каждого по способностям, каждому по потребностям» неожиданно сработала в самый расцвет эры развитого капитализма.

Именно она заложила основу экономики нового типа — Sharing economy, емкость которой оценивается в сотни триллионов долларов

В начале XXI века в экономической истории мира произошло удивительное событие: в недрах капитализма выросло то, что еще лет сто назад называлось моделью коллективного потребления.

 В ее основе — совместное пользование товарами и услугами, бартер или аренда вместо единоличного владения и частной собственности. Все это реализуется в рамках виртуального сообщества посредством интернет-платформ и специальных приложений.

По своей сути шеринговая экономика — это IT-реинкарнация идеи коллективного хозяйства в абсолютно рыночной и прагматичной среде.

Зачем, спрашивается, всю жизнь над златом чахнуть, если сундук можно выгодно сдать в аренду, а злато приумножить, предоставив микрозаем пользователям Лукоморья? Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, нивелируя философию обогащения и подрывая триумф частной собственности.

Не нужно покупать автомобили, квартиры, яхты, частные самолеты, офисы и многое другое, если вы можете ими пользоваться, не неся расходы на  содержание и ремонт. И при этом можно менять дома, квартиры, машины, интерьеры столько раз, сколько захочется.

Экономика совместного потребления охватила уже целые страны и отрасли, превратившись в миллиардный бизнес, привлекательный и для крупных корпораций, а ее быстрый рост феноменален.

Число предложений Airbnb (платформы по обмену и поиску жилья) выросло за последние 6 лет больше, чем сеть отелей Hilton за 93 года. И рост продолжается такими же темпами. Потоковая платформа Netflix уже конкурирует с признанными киностудиями за «Оскар».

Автомобильный брокер Uber выводит таксистов всех стран на баррикады. И это только начало.

К преимуществам, которые дает экономика совместного потребления, относятся:

  • Гибкость. С платформами совместного использования транспорта — такими, как испанская Ecooltra и Yego, компания по обмену электронными скутерами, Bicing для обмена велосипедами, платформы для поездок на дальние расстояния Amovens и Blablacar или немецкими car2go и drivenow, которые предлагают услуги по обмену автомобилями в крупных европейских городах, — жизнь становится проще и быстрее. Просто откройте приложение, проверьте, какое транспортное средство наиболее близко к вам находится, зарезервируйте его, и GO!
  • Независимость. Потребитель больше не привязан к месту жительства или месту работы. Платформа Airbnb дает возможность менять квартиры как перчатки. Платформы по найму сотрудников на фрилансе — это возможность работы из любой точки земного шара. Для работы теперь не нужны офисы: есть многочисленные коворкинг-пространства, которые можно просто арендовать. Как результат, все большее число людей предпочитают работать удаленно, а не в одном физическом пространстве.
  • Рациональное потребление. Экономика совместного потребления помогает зарабатывать деньги, сдавая в аренду «простаивающие» товары. Сдача в аренду инструментов, автомобилей или даже совместное использование оставшихся продуктов в холодильнике перед отправлением в отпуск — все это помогает уменьшить количество отходов и дает возможность многократно использовать предметы, а не выбрасывать их. Например, с помощью платформы Eatwith можно найти себе компанию на ужин или обменять остатки неиспользуемых продуктов из холодильника в пределах своего сообщества.
  • Укрепление доверия. Экспертные обзоры и рейтинги  каждой платформы способствуют  честности и прозрачности.  Базирующаяся в Барселоне платформа Badi, которая стремится сделать городскую жизнь доступной для всех и повсюду, соединяет людей с общими пространствами, является прекрасным примером того, как люди развивают экономику совместного проживания.
  • Экономические выгоды. Согласно отчету Deloitte, потребители экономят в среднем $88 в сутки, снимая жилье через Airbnb, а не номер в гостинице.
  • Безопасность и пробелы в законодательном регулировании.  Система рейтингов и оценок не защищает на 100% от недобросовестных пользователей, которые могут разбить каршеринговую машину или испортить жилье. Во многих случаях отсутствует регулирование качества продуктов и услуг, которыми обмениваются пользователи. Например, гостиницы проверяются на предмет качества, а апартаменты Airbnb — нет.
  • Проблемы роста. Бизнес-модель испытывает много проблем с ростом, и многие классические компании пытаются  его остановить. Яркий пример — национальная забастовка против Uber и Cabify, которая полностью парализовала Испанию и временами становилась довольно жестокой.
  • Нестабильность. Если кто-то хочет заработать дополнительные деньги, чтобы погасить долг или сэкономить на крупной покупке, это может быть отличным выходом. Но если потребители смотрят на это как на единственный источник дохода, обеспечить себе приемлемый уровень жизни через онлайн-биржи фрилансеров может быть намного сложнее.

Взрывной рост экономики совместного потребления уже не остановить. Он превзошел все прогнозы и поразил даже самых оптимистичных экспертов рынка. Уже сегодня существует несколько тысяч платформ для совместного использования ресурсов, работающих почти во всех секторах экономики по всему миру.

Хотя еще 10 лет назад, в 2009 году, их было всего несколько: Zipcar, BlaBlaCar и Couchsurfing. Airbnb был запущен осенью 2008 года, а Uber —весной 2009 года. Новая модель потребления — это уже не предпочтение поколения миллениалов, а неотъемлемая  часть современной жизни.

Чего ждать от этой сферы в следующие 10 лет?

1. Неравномерный рост. В 2019 году состоятся первые IPO компаний экономики совместного потребления. Lyft и Uber подали заявку на публичное размещение. Uber при этом оценивается в $120 млрд, а Lyft — в $15 млрд.

На другом конце света, в Китае, некоторые компании экономики совместного пользования переживают сложные времена и находятся на грани банкротства (например, компания Bikesharing). Китайское правительство хочет, чтобы к 2020 году оно составляло 10% национального ВВП.

Успех экономики совместного потребления  во многом зависит от изменений общественного мышления и уровня доверия. Платформы, которые стремятся расти слишком быстро в надежде на сверх-спрос, ставят под угрозу доверие клиентов.

Смогут ли Uber и Lyft  в условиях бурного роста найти долгосрочную устойчивую бизнес-модель без повышения цен — большой вопрос.  

2. Демография как определяющий фактор. В ближайшие 10 лет экономика совместного потребления  все больше будет зависеть от демографии, которая до сих пор играла вспомогательную роль. Ставка будет сделана на зарождающийся средний класс, в особенности женщин, поколение миллениалов и пожилых потребителей.

По данным исследований World Economic Forum, впервые в истории человечества средний класс представляет большинство населения планеты, и, согласно прогнозам, в ближайшие 10 лет он удвоится. Ожидается, что женщины будут нести ответственность за 2/3 увеличения всех располагаемых доходов в следующем десятилетии.

Между тем в США, Японии и в Европе растет число стареющих жителей. Женщины уже являются одними из самых активных клиентов экономики совместного использования.

К тому же экономика совместного потребления может постепенно изменить институт пенсий, поскольку все больше людей к старости нуждаются в дополнительном доходе или хотят продолжать участвовать в жизни своих сообществ. Такие платформы, как SilverNest и GoGoGrandparent, как раз предназначены для удовлетворения таких потребностей.

3. Активность регуляторов. Постепенно регуляторы понимают, что экономика совместного потребления требует от них упреждающих действий.

В 2018 году Дания стала первой страной, позволившей владельцам квартир платформы Airbnb сообщать о доходах непосредственно в налоговые органы.

Другой пример: многие европейские города перешли к тому, чтобы заставить платформы для электронных скутеров «действовать с осторожностью», в то время как другие, такие как Портленд, штат Орегон, запустили пилотные программы для определения соответствующих нормативных правил.

Россия находится вовсе не на периферии глобальных тенденций в сфере экономики совместного пользования, а в самом ее эпицентре.

В отечественной нише прижились и с успехом работают отделения таких международных платформ, как сервис краткосрочной аренды Airbnb, сервис по поиску попутчиков BlaBlaCar, сервис по аренде вещей Rentmania, Uber, каршеринг «Делимобиль» и другие.

Русским людям в принципе свойственна социальная общинность, близки по духу понятия «совместное пользование» и «делиться». Вместе с тем основная угроза — низкий уровень доверия и осторожность — не стала тормозом или проблемой, а превратились в стимул для развития.

Еще одна наша особенность: российский шеринговый рынок не про квартиры, не про машины или одежду, а про опыт. Мы быстро учимся всему новому и понимаем, как это работает, начиная  делиться опытом и вовлекая в это все новых и новых пользователей.

Хотя, конечно, сейчас шеринг-бум  затронул в большей степени Москву, Петербург и города-миллионники, но подтянутся и другие города. То, что российская почва готова для шеринг-экономики, показал, в частности, и чемпионат мира по футболу, когда места в гостиницах Петербурга сначала были неадекватно дорогими, а потом быстро закончились.

И иностранные гости массово селились в российских хрущевках и брежневках через платформы-аналоги Airbnb.

К таким результатам, которых достиг «Делимобиль» за 11 месяцев работы в Москве, в Европе приходят за 2-3 года.

Конечно, при выходе на рынок были опасения: как это, отдавать автомобиль непонятно кому и неизвестно по каким документам? А как же аварии и кражи? Однако сегодня емкость рынка каршеринга уже оценивается в России в 13 млрд рублей. А общий объем основных отраслей российского шеринга — в 511 млрд рублей. 

Наиболее перспективным сегментом национальной шеринг-экономики является обмен вещами и работа. Так, платформы по продаже или обмену вещей занимают самую большую долю в структуре  с показателями в 370 млрд рублей.

Еще один драйвер — онлайн-биржи по поиску фрилансеров, объем которых приближается к 98 млрд рублей. Свыше 2,5 млн россиян оценили возможности шеринга и регулярно подрабатывают, «шеря» заказы через онлайн-платформы.

На рынок совместных поездок приходится 13,7 млрд рублей, краткосрочную аренду жилой недвижимости — 9,8 млрд рублей, шеринг офисов — 5,7 млрд рублей, краудфандинг — 400 млн рублей.

Основные мотивы для россиян-приверженцев шеринг-экономики — стремление больше зарабатывать и меньше тратить,  а также сохранять мобильность. Портрет типичного пользователя российских шеринг-сервисов — житель крупного города, возраст 25–39 лет, со средним доходом. По оценкам экспертов, объемы рынка шеринг-экономики в России будут прирастать на 10-30% в год.

Это поменяет классическую модель потребления: покупатель — посредник — поставщик — производитель. Крупные классические компании, в частности таксопарки, будут вынуждены пересматривать бизнес-модели, снижать цены или развивать собственные платформы.

Это в целом позитивно повлияет на рынок, нивелируя тотальный диктат монополий и крупных игроков, сделав его более доступным и ориентированным на потребителя.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/378581-kommunizm-kotoryy-nikto-ne-stroil-kuda-nas-zavedet-sheringovaya-ekonomika

Экономика совместного потребления сегодня: как шеринг экономика стала новой бизнес-моделью

Совместное пользование

Термин «sharing economy» – экономика совместного потребления появился в разгар финансового кризиса 2008-2009.

В самом общем смысле, шеринг-экономика – это совместное использование товаров и услуг, аренда и бартер вместо личного владения и частной собственности.

Однако сама идея шеринг-экономики стара, как мир, и лежит в основе таких радикально противоположных идеологий, как христианство и коммунизм.

https://www.youtube.com/watch?v=T3RqkMlqmAE\u0026list=PLmfOF_jMZKaSNXLg5PfyTvspiK11lUyp4

Томас Мор, описывая в 16-м веке социально-экономическое устройство идеального общества, вряд ли мог предположить, что название его книги станет ироничным определением для мечты, не имеющей ничего общего с реальностью – утопии.

Христианство быстро избавилось от идеи коммунального счастья, социализм тоже протянул недолго. Но в то же время капитализм в ходе постепенной эволюции пришел к неожиданной, утопической шеринг-экономике. Оказалось, что утопия не только экономична, экологична и этична – но и вполне конкурентна.

Натуральный обмен возник на самой ранней ступени развития общества. Но совместное потребление начало расти впечатляющими темпами лишь 10 лет назад. Связано это с технологической базой. Только с развитием скоростного интернета и маркетплейсов, с появлением смартфонов и соответствующих приложений, можно организовать слаженную, эффективную, оперативную систему обмена.

Шеринг бизнес в нашей стране

Концепция совместного потребления быстро прижилась в России. Россияне оценили французский БлаБлаКар, с энтузиазмом подключились к аренде жилья Airbnb, такси Uber и сервису обмена вещами Rentmania.

Появились и собственные проекты – «Делимобиль», BelkaCar, Яндекс.Драйв, «Народный каршеринг».

В августе 2020 был вынесен и первый приговор за преступление в области шеринга – оштрафовали мужчину, продававшего поддельные аккаунты для приложения «Делимобиль».

В России представлены все основные направления шеринга. Помимо каршеринга и карпулинга, огромной популярностью пользуются сервисы по обмену вещами, биржи фриланса (в том числе биржи услуг) и краткосрочная аренда жилья – хотя размещение хостелов в жилых домах с 2019 запрещено.

Популярные направления шеринга в нашей стране: • каршеринг, карпулинг – БлаБлаКар, Делимобиль, BelkaCar, Яндекс.Драйв; • велошеринг — Lucky Bike; • продажа и обмен вещей – Авито, Юла; • аренда вещей – Rentmania; • биржи фриланса и услуг – YouDo, Kwork, Profi, Workzilla;

• краудфандинг – Boomstarter.

Статистика показывает, что объем рынка совместного потребления за 2019 составил 770 млрд рублей. Типичный участник шеринговой экономики моложе 30 лет, живет в городе-миллионике – чаще всего в Москве. 72% оборота в российском шеринге приходится на перепродажу вещей на досках объявлений.

Идеи шеринг-бизнеса для стартапов

После личного опыта, статистика – лучший источник идей для шеринг-бизнеса. Наибольшим спросом на платформах для аренды пользуются дорогие вещи (стоимостью от 100 тысяч), которые используются эпизодически. К ним относятся – тренажеры, инструменты для ремонта и строительства, снаряжение для отдыха и туризма, игровые приставки, квадрокоптеры, модные гаджеты (лидируют Айфоны).

Устойчивым спросом пользуются товары для детей – кроватки, коляски, манежи, автокресла. Популярна техника, которую одалживают для «тест-драйва» – от дорогих пылесосов до камер и фотоаппаратов. Всегда пользовалась спросом услуга по прокату свадебных нарядов. Сейчас набирает популярность прокат карнавальных костюмов для взрослых и детей.

На российском рынке пока что нет удобных приложений для поиска рум- и флетмейтов – соседей для совместной аренды жилья.

В подобном приложении также очень пригодилась бы опция аренды недорогой мебели и бытовой техники: поиск предметов обихода по отдельности занимает слишком много времени.

Найти же соседа по квартире или комнате и того сложнее – приходиться просматривать массу объявлений, в которых зачастую не указываются критические параметры – возраст, привычки, образ жизни.

Также нет приложения, в котором компании предлагали бы отходы своего производства – которые вполне могут быть отличным сырьем для другого бизнеса. К примеру, весовой лоскут, отход швейной фабрики, пользуется отличным спросом в среде хендмейда: одежда для кукол, мягкие игрушки, домашнее рукоделие.

Отходы от производства соевого молока (окара) – ценный ингредиент для индустрии полуфабрикатов и хлебопечения.

Россияне очень любят читать, но стоимость бумажных книг пугает. При этом большинство книголюбов предпочитает именно бумажные, не электронные издания. Библиотека популярной художественной или специальной литературы – неплохая идея для стартапа.

Пандемия снизила темпы развития шеринга в России, но не уничтожила саму идею.

Напротив, некоторые ниши даже показали внушительный рост – выросли продажи на сайтах объявлений, каршеринг Яндекс переключился на доставку заказов, сети вроде «Магнит» взяли на работу людей, потерявших места в других сетях ритейла. Растет рынок фриланса и аренды. В любом из этих направлений есть место для нового стартапа.

Преимущества шеринг-экономики

Профессиональным экономистам давно известно, что аренда выгоднее приобретения. Несколько лет назад это стало очевидно и среднему потребителю.

Вместе с феноменальным успехом сервисов Airbnb и Uber заговорили о всеобщей «уберизации» потребления.

На смену неумеренному консьюмеризму приходит осознанное потребление, и новая экономическая модель вписывается в систему ценностей как нельзя лучше.

Шеринг демонстрирует ряд очевидных преимуществ: • гибкость; • независимость; • экономическую выгоду; • бережное отношение к ресурсам;

• развитие взаимного доверия.

В рамках шеринга становится нормальным жить в общежитии, брать тренажер или велосипед напрокат, при поездке за границу – бронировать комнату у собственника, а не в отеле. Ненужные вещи – новые или использованные – легко продать в интернете.

Тратиться на аренду отдельного офиса необязательно – можно арендовать рабочее место в общем офисном пространстве. Вечерние платья или драгоценности, которые нужны лишь от случая к случаю, проще брать на время, чем покупать.

Стартапы все чаще финансируют свои проекты через краудфандинговые платформы – целевая аудитория продукта и частные инвесторы проявляют больше энтузиазма, чем обычный банк. Рынок фриланса и услуг по запросу неуклонно растет – оплата по проектам выгоднее, чем содержание штата сотрудников.

Входит в норму совместное пользование автомобилями и стоянками – снижаются затраты на транспорт, улучшается городская экология.

Отходы одного производства могут быть прекрасным сырьем для другого. Такая кооперация выгодна всем – снижаются издержки и стоимость продукции, свалки не переполняются отходами.

Многие виды шеринга имеют этическую направленность: бесплатная раздача одежды, предметов домашнего обихода, лишних продуктов питания. Собственники избавляются от ненужных вещей, малообеспеченные (или просто экономные) люди получают то, что им действительно нужно.

Хотя шеринг ассоциируется прежде всего с экономией, существует несколько сервисов по аренде и обмену предметами класса люкс: от частных самолетов (JetSmarter, XoJet) и яхт (Boatbound) до дизайнерской одежды и аксессуаров – Rent the Runway, Villageluxe.

Недостатки экономики совместного потребления

Минусов у шеринга немало – по крайней мере, на текущем этапе развития: • противоречия и пробелы в законодательной базе; • проблема безопасности и отсутствия гарантий; • неопределенное будущее;

• отсутствие стабильности и страховки.

Совместное использование одних вещей поощряется обществом, но обеспечение свободного доступа к другим считается преступлением. К примеру, обладатели прав на книгу, как правило, не судятся с участниками движения по обмену книгами (буккроссинг, букшеринг). В то же время правообладатели сериалов, фильмов, программ и музыки часто доходят до судебного преследования.

Совместное чтение книг в импровизированной библиотеке – это хорошо, но скачивание сериалов – пиратство.

Многие университеты открывают бесплатные или недорогие онлайн-курсы – инициатива, достойная похвалы. При этом абсолютное большинство мастеров, продающих мастер-классы, категорически не одобряют коллективную оплату.

Отдать свой ноутбук напрокат платно или бесплатно – это шеринг. Но если на ноутбуке установлено дорогое коммерческое ПО, разработчики которого скрупулезно отслеживают все проекты, созданные с помощью их программ – то это уже не шеринг, а преступление.

Раздавать Wi-Fi соседям бесплатно и без пароля – казалось бы, отличная благотворительная идея. Но если соседи любят скачивать торренты или что-нибудь похуже – отвечать придется владельцу роутера.

Закон и шеринг экономика

С законодательными проблемами сталкиваются и участники движения за спасение еды – фудшеринг. В большинстве европейских стран и США уже начали работать над поправками в законодательстве – в том числе в области легального статуса сделок в приложениях, налоговых выплат и льгот. В России многие направления шеринга пока что вне закона.

Отсутствие сертификации и гарантий – другая серьезная проблема. Сетевые отели подлежат сертификации, но «частники» не предоставляют никаких гарантий.

Сдать в аренду или обменяться своей собственностью (квартирой, машиной, оборудованием) легко, но в случае поломки или кражи пенять будет не на кого: страховые компании пока не берутся за подобные сделки.

Одно дело – на время отпуска оставить своего домашнего любимца в сертифицированном отеле для животных, а дом сдать под охрану. Другое дело – пустить в дом на время участника шеринговой программы по присмотру за жильем и животными.

Привлечение фрилансеров вместо содержания штата сотрудников – отличный способ сэкономить, но если безответственный фрилансер сорвет сроки выполнения проекта, экономия выльется в значительный ущерб.

Для самих фрилансеров работа по проектам также означает отсутствие стабильности, страховки, отпуска и пенсионных отчислений – по крайней мере, пока программа для самозанятых не станет стандартом.

Забастовки против Uber и Cabify уже однажды вылились в беспорядки в Испании. При дальнейшем противостоянии традиционной и шеринговой моделей конфликты могут повторяться.

Росту шеринга будут препятствовать не только рыночные системы, но и собственное несовершенство модели. В отличие от рыночной экономики, шеринговая меньше заинтересована в совершенствовании конкурентных преимуществ.

Утопия или реальность: совместное потребление после пандемии

Коварный вирус навредил шерингу гораздо больше, чем какой-либо другой отрасли экономики. Социальное дистанцирование никак не способствует совместному потреблению. Больше всего пострадали гиганты ниши, те самые Airbnb и Uber.

Управляющая компания Airbnb получила более $1 млрд дотаций от инвесторов, но выдала финансовую поддержку лишь некоторым хостам-участникам проекта – из общей суммы $250 млн пока что выплачено не более $17 млн.

При этом компания рекомендует путешественникам-пользователям системы оказывать материальную помощь собственникам жилья. До пандемии сеть Airbnb оценивалась в $31 млрд и считалась главным конкурентом сетевых отелей Хилтон и Мариотт. Однако уже к апрелю оценка Airbnb упала до $18 млрд. Сервис коворкинга WeWork упал с $47 млрд до $2,9 млрд.

На фоне глобального спада прогнозы экспертов о росте шеринг-экономики до $335 млрд к 2025 году кажутся нереалистичными.

Даже после того, как проблема инфекции будет решена, отрасли понадобится несколько дополнительных лет для достижения такого уровня. И уж тем более невозможен переход на общественную собственность к 2030, как утверждала ранее Ида Аукен.

История с вирусом всегда может повториться, и при совместном использовании всех вещей – от одежды до кухонной утвари и жилья – последствия будут фатальными.

Новая модель аренды

Боязнь заразиться еще долго будет препятствовать росту совместного использования отдельных сервисов. Упал спрос на каршеринг, общественные зарядные устройства, бывшие в употреблении вещи. Социальное дистанцирование сместило предпочтения пользователей с аренды на приобретение, но при этом спровоцировало новую модель потребления – подписку.

Подписка ранее использовалась в основном для приобретения нематериальных благ – обучающих курсов, программного обеспечения, музыки, фильмов и сериалов. Стриминговые и образовательные платформы нарастили продажи на фоне всеобщего кризиса.

Поэтому бизнес-модель взяли на вооружение компании, продающие по подписке вполне материальные вещи – гаджеты, бытовую технику, автомобили.

В мае 2020 компания Whirlpool вместе с Forward Leasing запустили в России продажи по подписке. Размер ежемесячного платежа зависит от типа устройства и стоимости, и начинается с 455 рублей в месяц. В стоимость входит бесплатная доставка по России, и в случае необходимости – установка. Пользователь либо постепенно выкупает модель, либо заменяет ее на новую.

Новшество подхватила компания Genesis: российский сервис Genesis Mobility предлагает получить по подписке автомобиль, причем техобслуживание и прочие нудные заботы Genesis берет на себя.

Подписка на материальные вещи – не что иное, как аренда, которая лежит в основе шеринг-экономики.

Разница лишь в том, что потребитель получает совершенно новую вещь, и при желании может оставить ее себе – это роднит подписку с лизингом.

Источник: https://b-mag.ru/jekonomika-sovmestnogo-potreblenija-segodnja-kak-shering-jekonomika-stala-novoj-biznes-modelju/

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

Совместное пользование
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

Сделки с имуществом, находящимся в совместной собственности.

Общая собственность наступает в том случае, когда права на объект конкретного имущества распределены между несколькими гражданами.

При этом в ГК РФ закреплено, что право общей собственности устанавливается исключительно в отношении того имущества, которое в принципе не может быть разделено без изменения его назначения, или же не может быть распределено на отдельные доли ввиду ограничений, установленных на законодательном уровне.

Соглашение сособственников о порядке и условиях владения и пользования общим имуществом

Учитывая тот факт, что владельцами имущества может быть сразу несколько лиц одновременно, и в силу обстоятельств не всегда можно выделить конкретную долю из общей имущественной массы, на законодательном уровне закреплены нормативы, которые регулируют права и обязанности совладельцев по отношению друг к другу.

В ст.247 ГК РФ указано, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности осуществляется исходя из договоренностей всех сторон, которые имеют определенный имущественный интерес.

Однако в данном соглашении в обязательном порядке должны быть учтены конкретные доли, которые на правах общей собственности принадлежат совладельцам имущества (ст.254 ГК РФ).

Исходя из этого можно утверждать, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности осуществляется исходя из условий договоренностей, к которым приходят все собственники. Учитывая специфику объектов, которые находятся под управлением сразу нескольких граждан, могут быть установлены несколько порядков осуществления имущественных прав:

  • использование имущества в целом;
  • пользование отдельной частью имущества, которая соразмерна той доле, которая принадлежит конкретному собственнику;
  • получение компенсации в денежном эквиваленте, если по каким-то причинам пользование имуществом невозможно осуществить.

Порядок проведения сделок с имуществом, находящимся в совместной собственности

Одной из ключевых задач государства является защита интересов всех граждан. Учитывая особенности права общей собственности, на законодательном уровне созданы отдельные правила и положения, которые позволяют максимально обеспечить защиту прав и интересов всех участников процесса.

Ст.253 ГК РФ прямо указывает на то, что владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов и других лиц должно быть осуществлено по согласованию между всеми сособственниками. Таким образом, любые сделки или процессы, которые прямо или косвенно затрагивают распоряжение имущественной массой, должны быть согласованы со всеми владельцами.

Кроме того, в случае желания одного из совладельцев продать свою долю имущества, на него накладывается обязанность по извещению о принятом решении своих сособственников.

Исходя из правил, закрепленных на высшем законодательном уровне, сособственники имеют приоритетное право на выкуп доли продавца.

И только в том случае, если в течении 3-месячного срока от них не последует ответ, то в такой ситуации продавец получает право совершить действия по продаже своего имущества в отношении третьих лиц.

В ст.253 ГК РФ отмечено, что каждый из владельцев имущества, которое находится под управлением сразу нескольких человек, имеет право совершать любые сделки по распоряжению имущественной массой, однако при условии, что сделка не противоречит интересам других совладельцев.

При необходимости, все сособственники могут в судебном порядке требовать о признании сделки незаконной, если по каким-то причинам она негативно сказалась на их правах и интересах.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда конкретный объект имущества находится под контролем супругов.

В законодательстве указано, что любое имущество, которое было приобретено во время брака, распределяется между супружеской четой в равномерных частях.

Исходя из этого, владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется ими самостоятельно. В ст.

35 ГК РФ указано, что при заключении любой сделки с имуществом автоматически предусматривается согласие обоих супругов.

Если же сделка осуществлена в обход интересов одного из супругов, то он имеет право через суд аннулировать ее условия и добиться признания сделки незаконной.

Если ситуация касается того имущества, права на которое должны быть подтверждены при помощи государственной регистрации, то для осуществления любых действий с данным имуществом, необходимо получить нотариальное согласие второго супруга на реализацию конкретных мероприятий по распоряжению общей имущественной массой.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как осуществляется распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности

Елена 27.08.2018 07:59

Здравствуйте! Согласно ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

 Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников.

Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Можете обратиться в нашу компанию, предварительно записавшись к нашим специалистам по телефону, указанному на сайте. Скидка по промокоду “МИП” 50%.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

Согласен с коллегой,ознакомьтесь с данной статьей.

Дубровина Светлана Борисовна28.08.2018 05:13

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/vladenie-polzovanie-i-rasporyazhenie-imushhestvom-nahodyashhimsya-v-sovmestnoj-sobstvennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.