Собственность публично правовых образований это чья собственность

Содержание

§ 3. Право собственности публично-правовых образований

Собственность публично правовых образований это чья собственность

Субъектыправа государственной собственности— Российская Федерация в целом (ейпринадлежит федеральная собственность)либо субъект РФ (ему принадлежитсобственность субъекта РФ или региональнаясобственность).

Особенностьосуществления права государственнойсобствен­ности: ее субъекты сами взаконодательном порядке устанавлива­ютдля себя правила поведения каксобственника.

Конкретныегосударственные органы и должностныелица, выступающие от имени собственника,уполномочиваются им на это в зависимостиот тех отношений, в которых они призваныуча­ствовать.

Наиболее широкимиполномочиями по управлению и распо­ряжениюобъектами федеральной собственностинаделено Пра­вительство РФ. Оно вправеделегировать свои полномочия феде­ральныморганам исполнительной власти, а такжеорганам исполнительной власти субъектовРФ.

Основнуюорганизационную работу по управлениюимуще­ством, относящимся к федеральнойсобственности, осуществляет уполномоченныйфедеральный орган исполнительной власти(Федеральное агентство по управлениюгосударственным имуще­ством).

Продажу федеральногогосимущества проводит Российский фондфедерального имущества.

Основнымигосударственными органами, располагающимиполномочиями по управлению и распоряжениюобъектами гос­собственности субъектовРФ, можно считать губернаторов,пра­вительства, комитеты по управлениюимуществом и фонды иму­щества субъектовРФ.

Объекты правагосударственной собственности. Кругобъектов федеральной собственностинеограничен. В ней может находить­сялюбое имущество. Круг объектов региональнойсобственности несколько уже. В ее составне могут входить объекты исключи­тельнойфедеральной собственности: энергетическиесистемы, объекты ядерной энергетики,железнодорожный транспорт, связь,военное имущество и т.п.

Порядокразграничения объектов федеральной ирегиональ­ной собственностиустанавливается специальным законом.До его принятия действует порядок,установленный постановлением ВерховногоСовета РСФСР от 27 декабря 1991 г. №3020-1.Так, в приложениях №.

1 и 2 к постановлению№ 3020-1 закреплены перечни объектовисключительной федеральной собственностии объектов, которые могут быть переданыв региональную собственность.

Предусмотреноведение соответствующих реестров довнесения в которые правоустанавливающимдокументом наобъектявляется зарегистрированный перечень.

Природныересурсы как объект государственнойсобственности,Земляи другие природные ресурсы могутнаходиться в частной, муниципальной,государственной и иных формах собственности(ст. 9 Конституции РФ).

На практике объектомчастной и муниципальной собственно­стислужит только земля, причем по узкомукругу оснований, предусмотренныхземельным законодательством.

Недра,включаяподземное пространство и содержащиесяв нем полезные ископаемые, являютсяобъектом исключительной госу­дарственнойсобственности и соответственноограничиваются в обороте — допускаетсятолько предоставление их в пользование.А вот добытые из недр ресурсы могутпереходить как в муници­пальную, таки в частную собственность юридическихи физиче­ских лиц на основании лицензиина пользование недрами.

Леснойфонд и леса,расположенные на землях обороны,нахо­дятся в федеральной собственности.Часть лесного фонда может быть переданав региональную собственность на основаниифеде­рального закона.

Ограниченныйоборот лесов также заключается впредоставлении их в пользованиеюридическим и физическим лицам. Крометого, граждане вправе свободно пребыватьв лесах на праве публичного сервитута.На водныеобъекты установленагосударственная собственность.

Муниципальная и частная соб­ственностьмогут распространяться только наобособленныеводные объекты.

Казнаи государственная собственность.Всегосударственное имущество, независимоот принадлежности, подразделяется надве группы:

— имущество,закрепленное за государственнымипредприя­тиями и учреждениями;

— средствасоответствующего бюджета и иноеимущество, со­ставляющее государственнуюфедеральную или региональную казну.

РоссийскаяФедерация или ее субъекты отвечают посвоим обязательствам только темимуществом, которое составляет ихго­сударственную казну, т.е. в него невходит имущество государственныхпредприятий и учреждений, а такжеимущество, составляющее исключительнуюгосударственную собственность.

Ответчикамипо иску о взыскании с государства убытковдолжны признаваться Федерация или еесубъекты в лице соответствующегофинансового или иного управленческогооргана: фе­дерального казначействаили регионального управления финан­сов.В случае удовлетворения иска взысканиепроизводится из соответствующегобюджета, а при их недостаточности — засчет иного имущества, составляющегоказну.

Муниципальнаясобственность.Экономическуюоснову мест­ного самоуправлениясоставляют находящееся в муниципальнойсобственности имущество, средстваместных бюджетов, а также имущественныеправа муниципальных образований (ст.49 Феде­рального закона от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин­ципахорганизации местного самоуправленияв Российской Фе­дерации»).

Ответственностьмуниципального образования по егодолгам аналогична ответственностигосударства.

Право собственникаобъектов муниципального имуществаосу­ществляют выборные органы местногосамоуправления, а в случаях, предусмотренныхзаконами субъекта РФ и уставамимуниципальных образований — непосредственнонаселение (ст. 125 Г К РФ).

Осуществлениеправа государственной и муниципальнойсоб­ственности.

Дляобеспечения управления ресурсами,находящи­мися в собственностиРоссийской Федерации, субъектов РФ имуниципальных образований, их охраныи использования в це­лях поддержанияпроизводства на необходимом уровне ивыпол­нения социализаторских функций,осуществления учета и кон­троля занадлежащим состоянием указанных ресурсовтребуется поиск оптимальныхорганизационно-правовых форм осущест­влениягосударственной и муниципальнойсобственности.

Всоставе государственной и муниципальнойсобственности необходимо различать, содной стороны, имущество, относящее­сяк имуществу казны и не закрепленное засоответствующими предприятиями иучреждениями как самостоятельнымиюриди­ческими лицами, а с другой —имущество, находящееся в хозяй­ственномведении или оперативном управлениигосударственных и муниципальныхпредприятий и учреждений. В соответствиис этим выделяют осуществление правагосударственной и муни­ципальнойсобственности в отношении казенногоимущества и в отношении имущества,закрепленного за соответствующимипредприятиями и учреждениями каксамостоятельными юриди­ческимилицами.

Источник: https://studfile.net/preview/6189396/page:41/

Публичная собственность – что это такое?

Собственность публично правовых образований это чья собственность

После распада Советского Союза вся недвижимость, расположенная на территории бывшей РСФСР и нынешней России, отошла нашему государству. Имущество других вновь образованных государств на территории постсоветского пространства перешло, соответственно, этим странам.

Но в новом режиме предусматривались определенные ограничения государства по вопросам владения своим имуществом. Часть земель передавалась в руки граждан. Таким образом, появилась частная собственность и публично-правовых образований. Это чья собственность? Узнаем из статьи.

Потеха — это что такое? Толкование слова

Значение

Одной из самых важных функций государства служит обеспечение удовлетворения потребностей общества, так как в одиночку человек не может этого сделать. Что значит публичная собственность? Это необходимый элемент общественной структуры. На его базе формируются государственные доходы, без которых невозможно само существование данного института.

Описание

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

  • Рассматриваемая собственность осуществляет задачи по реализации государственных интересов путем аккумулирования и перераспределения части национального дохода.
  • Охватывает пространство рынка, неинтересное субъектам частной собственности из-за: больших издержек, малой прибыли, существенных рисков, где не обеспечивается успешное производство, где деятельность сопровождается с большими потерями (или имеется риск таковых) и угрозами существования всего общества.
  • Из-за публичного интереса управление выстраивается с учетом реализации главных социально-экономических интересов.
  • Двойственная природа публичной собственности раскрывается в рыночном и нерыночном характере. Поэтому оценка успешности применения соответствующих субъектов опирается на социально-экономические составляющие, а не только на экономические моменты.

Основные категории статистики, предмет и методы

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.

Понятие

Что значит публично-правовая собственность? В это понятие входит право страны и его субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При этом в случае с публичной собственностью предусматриваются следующие ограничения:

  • Соответствующие правомочия не реализуются в пользу определенных граждан, кроме социальной поддержки уязвимых категорий.
  • Полученная прибыль используется для покрытия социально-экономических интересов общества.
  • Порядок пользования и отдельные случаи должны отражаться в нормативных актах и являться доступными для ознакомления любым лицам.
  • Только люди, уполномоченные народом и законами, распоряжаются данным имуществом.

Рдеть: значение слова, примеры предложений

Как видно, ограничения установлены с целью предотвратить злоупотребление полномочиями властных структур. Кроме того, по Конституции, публичная собственность принадлежит всему обществу целиком, а не определенным госструктурам и должностным лицам. Перечень указанных ограничений расширяется или сокращается в зависимости от вида данной собственности.

Права на землю

Государство представляет собой систему госорганов. В субъектах РФ власть представляется регионами. Также она принадлежит и муниципальным образованиям. Это важно понимать, так как к публичной собственности относятся земли как федерации, так и регионов. Но она отличается правовым статусом. К примеру, землями, относящимися к государственной собственности, являются:

  • Земли ООПТ.
  • Приграничных территорий.
  • Путей государственного значения.
  • Места нахождения стратегических ископаемых.
  • Могильники с вредными отходами.
  • Лесные и водные объекты.

Остальные земли являются муниципальными. Ими вправе распоряжаться властные структуры конкретных регионов.

Собственность муниципальных образований

Регионы, так же, как и муниципалитеты, вправе сами распоряжаться собственностью публичных образований. Распоряжение осуществляется в рамках Конституции и других законов страны. Муниципалитеты распоряжаются следующими наделами:

  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Населенных пунктов, которые не принадлежат частным лицам.
  • Запаса.

Чтобы обеспечить интересы общества, в ряде случаев земельные участки могут изъять, чтобы перевести в публичную собственность. Это осуществляется посредством проведения процедуры:

  • Национализации.
  • Конфискации.
  • Реквизиции.

В отличие от остальных способов, конфискация осуществляется только в случае незаконного владения, установленного положениями Гражданского кодекса.

Права муниципалитетов касательно публичной земельной собственности ограничиваются территориями данных образований. Вмешиваться в процессы, происходящие в других субъектах, они не вправе.

Появляющиеся споры разрешаются посредством федеральных уполномоченных инстанций.

Отличия публичной и частной собственности

Добротный — это какой?

Основная особенность рассматриваемого вида собственности заключается в отсутствии определенных лиц, которым принадлежат земельные наделы. Согласно Конституции, публичное имущество принадлежит непосредственно народу.

Блага же от ее эксплуатации служат с целью исполнения обязанностей государства перед его гражданами. Частной собственностью вправе распоряжаться именно определенные лица.

Они могут пользоваться и благами, которые получены как результат пользования землей.

К другим отличиям обоих видов собственности относят:

  • Рассматриваемый вид собственности не облагается налоговым сбором, в отличие от частного.
  • Публичные земли не передаются частным лицам, кроме случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством. А вот частные земли – передаются.

Собственность публично-правовых образований не может передаваться ни отдельным иностранным гражданам, ни целым государствам, кроме тех земель, где обустраиваются консульства и посольства.

Последние относятся к территории (политической) других стран. Частные земли могут продаваться иностранным гражданам без ограничений.

Регламентирование формы собственности участка земли осуществляется посредством применения статей 15 и 16 Земельного кодекса.

Права частных лиц на публичные земли

При владении собственностью публично-правовых образований участка, частные лица получают определенную выгоду. Например, прибыль, которая получена по результатам коммерческого пользования данных наделов, может быть направлена на развитие инфраструктуры, а также на защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Помимо положительного влияния на общественную жизнь, частные лица сами пользуются соответствующими землями. Это осуществляется по праву аренды и приватизации. Эти правила действуют касательно земель сельхозназначения, а также территорий населенных пунктов. Данные участки, находящиеся в аренде, в будущем могут быть приватизированы по согласованию с местной администрацией.

Особый правовой статус имеют земли запаса. На данную территорию, предоставленную частным лицам, устанавливаются налоговые и другие льготы.

Обычно это связано с тем, что такие земли не ухожены и не являются пригодными для пользования в каких бы то ни было целях. Но тот, кто берет их в аренду или приватизирует, занимается обустройством территории.

А это является выгодным для рационального земельного использования.

Порядок пользования

Право публичной собственности не ограничивается пользованием. Основное обеспечение заключается в направлении соответствующих результатов на общественные нужды. Но вот порядок пользования регламентируется нормами Земельного кодекса. Для получения соответствующего права им следует выполнить следующие действия:

  • Направить заявление на получение земли в аренду.
  • Выиграть аукцион.
  • Заключить договор.
  • Зарегистрировать его в Росреестре. Но даже если арендатор этого не сделает, администрация подаст документы.
  • Землей можно пользоваться согласно установленному целевому назначению. К примеру, в собственность публично-правовые земли под ИЖС приобретаются с целью последующего возведения на них частного дома.

    Государственная и муниципальная собственность жилья

    Выше мы рассматривали соответствующую собственность в виде земельных наделов. Теперь остановимся немного на вопросе о жилье. Оно также может принадлежать кому-то на правах государственной или муниципальной собственности.

    В первом случае в качестве субъектов права выступают Российская федерация и территории, которые входят в ее состав (область, край, республика). Во втором случае эта роль принадлежит муниципалитетам, которые выступают в виде отдельных участников имущественных правоотношений, со своим публично-правовым статусом.

    К субъектам муниципальной собственности относятся сельские и городские поселения, а также другие муниципальные образования.

    Преимущества

    Основная часть лиц, пользующихся публичной собственностью на основании аренды, стремятся поскорее ее оформить в собственность. Однако не всегда стоит торопиться это сделать. На примере с муниципальной квартирой рассмотрим преимущества жилья, принадлежащего кому-либо на основании договора социального найма. К таковым относятся следующие:

    • Отсутствие налоговых платежей на недвижимость. С собственников же взимается сбор в размере от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости жилья.
    • Возможность улучшения жилищных условий. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
    • Если квартира утрачивается по независящим от нанимателя причинам (например, вследствие пожара или землетрясения), то государство обязано предоставить другое жилье.
    • Передать право владения государственной квартирой другому человеку просто так не представляется возможным. Поэтому мошенники в этом случае остаются бессильными.

    Собственность публично-правовых объектов была особенно распространена во времена Советского Союза. Но и сегодня остается немало жилых домов, которые принадлежат государству. Как видно, существует целый ряд преимуществ, которые дает жилье, предоставленное по договору социального найма.

    Недостатки

    Говоря о муниципальном жилье, нельзя не отметить также и минусы. Рассматриваемые квартиры обладают двумя существенными недостатками.

    Первый заключается в невозможности продать, подарить или передать по наследству жилье, так как собственником является государство. Таким образом, именно оно распоряжается дальнейшей судьбой недвижимости.

    Второй минус в том, что имеется риск лишения жилой площади. Если наниматель нарушает закон, то его вправе выселить без возможности предоставления другого жилья.

    В случае же вынужденного выселения добросовестных граждан им предоставляется другая жилплощадь. Однако в случае с собственником выселение вообще не может осуществляться.

    Для того чтобы обрести полные права на квартиру, ее необходимо приватизировать. Но если жилье является аварийным, то не стоит спешить, так как в этом случае ничего не будет предоставлено взамен него.

    Заключение

    Что значит “собственность публичных образований”? Это такой же объект гражданских отношений, что и частная недвижимость. Но в отдельных случаях она служит предметом публичных отношений. Это возможно при наличии соответствующих политических, социальных и экономических условий.

    Публичная собственность имеет целый ряд ограничений, которые направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также на рациональное пользование землей или иных объектов. Она имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому при возможности выбора гражданин может взвесить все за и против, чтобы принять оптимальное для себя решение.

    Источник

    Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/76018-publichnaja-sobstvennost-chto-jeto-takoe/

    Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

    Собственность публично правовых образований это чья собственность

    Соб­ствен­ность — это не про­сто иму­ще­ство, но и слож­ная кате­го­рия, опре­де­ля­ю­щая эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния в обще­стве, ком­плекс юри­ди­че­ских и граж­дан­ских прав субъ­ек­тов. Она фор­ми­ро­ва­лась на Зем­ле тыся­че­ле­ти­я­ми.

    За это вре­мя было порож­де­но мно­го форм соб­ствен­но­сти от вла­де­ния древни­ми ору­ди­я­ми тру­да и ману­фак­ту­ра­ми до совре­мен­ных кор­по­ра­ций и син­ди­ка­тов. В Рос­сии суще­ству­ет част­ная и общая соб­ствен­ность, каж­дая из кото­рых име­ет свои раз­но­вид­но­сти.

    Соб­ствен­ни­ка­ми могут быть граж­дане, юри­ди­че­ские лица, кор­по­ра­ции, госу­дар­ство, обще­ства и орга­ни­за­ции. А вот что зна­чит соб­ствен­ность пуб­лич­но-пра­во­вых обра­зо­ва­ний, и какой из прин­ци­пов пра­ва в нее заложен?

    Собственность публично-правовых образований — что это значит?   

    Суще­ству­ют раз­ные кон­цеп­ции пра­ва собственности:

    • рим­ское пра­во воз­ник­ло еще в Древ­нем Риме и Визан­тии, одна­ко поло­же­но в осно­ву такой рас­про­стра­нен­ной фор­мы вла­сти, как Рес­пуб­ли­ка (в нем зало­же­ны прин­ци­пы спра­вед­ли­во­сти, вер­хо­вен­ства судеб­ной вла­сти, недо­пу­сти­мость двух форм соб­ствен­но­сти на один и тот же земель­ный надел);
    • англо-аме­ри­кан­ское пра­во заим­ство­ва­ло из фео­да­лиз­ма прин­цип суве­рен­но­сти (пол­но­цен­ным соб­ствен­ни­ком недви­жи­мо­го иму­ще­ства может быть толь­ко “суве­рен”, а “вас­са­лы” доволь­ству­ют­ся огра­ни­чен­ны­ми титуль­ны­ми правами);
    • рос­сий­ское пра­во соб­ствен­но­сти осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния имуществом.

    Попы­та­ем­ся разо­брать­ся, как дей­ству­ют эти прин­ци­пы на самом деле.

    Что такое публично-правовое образование

    • Пер­вая поло­ви­на назва­ния содер­жит сло­во “пуб­лич­ное”: это озна­ча­ет, что дан­ный вид соб­ствен­но­сти явля­ет­ся общим, то есть ею не может вла­деть част­ное лицо.
    • Вто­рая поло­ви­на соче­та­ния “пра­во­вой” наде­ля­ет соб­ствен­ни­ка боль­ши­ми пра­ва­ми в отно­ше­нии иму­ще­ства, чем ими могут обла­дать обыч­ные граж­дане, пред­при­ни­ма­те­ли, пред­при­я­тия, кор­по­ра­ции и пр.

    Заве­са начи­на­ет поти­хонь­ку при­от­кры­вать­ся: неуже­ли это госу­дар­ство? И точ­но — опре­де­ле­ние в сло­ва­рях это подтверждает:

    Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние (ППО) — это госу­дар­ство Рос­сий­ская Феде­ра­ция, субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

    Они пред­став­ля­ют собой орга­ны пуб­лич­ной вла­сти (в том чис­ле и само­управ­ле­ния) и инсти­ту­та пра­ва. ППО явля­ют­ся субъ­ек­та­ми пра­ва, то есть могут обла­дать соб­ствен­но­стью.

    Глав­ное отли­чие ППО от дру­гих соб­ствен­ни­ков — это пра­во самим изда­вать зако­ны, нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты, каса­ю­щи­е­ся самой собственности:

    • пра­вил про­ве­де­ния сделок;
    • выде­ле­ния земель­ных участков;
    • нало­же­ния пуб­лич­но­го сервитута;
    • рас­по­ря­же­ния вымо­роч­ным имуществом;
    • рек­ви­зи­ции и кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и т.д.

    Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние име­ет стро­го иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, обра­зо­ван­ную по прин­ци­пу гене­а­ло­ги­че­ско­го древа:

    • вер­хуш­ка (пра­ро­ди­тель) — государство;
    • вет­ви — субъ­ек­ты РФ;
    • ответв­ле­ния — муни­ци­паль­ные образования.

    Публично-правовые компании

    В 2016 г.

    Феде­раль­ным при­ка­зом №236 создан еще один вид ППО — пуб­лич­но-пра­во­вая ком­па­ния (ППК), пред­став­ля­ю­щая инте­ре­сы госу­дар­ства и обще­ства: она ока­зы­ва­ет госус­лу­ги, управ­ля­ет госи­му­ще­ством, реа­ли­зу­ет госу­дар­ствен­ные про­ек­ты и про­грам­мы. Пра­во­вые ком­па­нии долж­ны заме­нить госкор­по­ра­ции. Фак­ти­че­ски это госу­дар­ствен­ный испол­ни­тель­ный орган вла­сти, наде­лен­ный власт­ны­ми полномочиями.

    ППК, как и дру­гие ППО, так­же име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния госу­дар­ствен­ной (муни­ци­паль­ной) соб­ствен­но­стью или вымо­роч­ным иму­ще­ством.

    Собственность государственных и муниципальных ППО

    Абсо­лют­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми обла­да­ет госу­дар­ство. Ему принадлежат:

    • нед­ра, при­род­ные ресурсы;
    • зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий (ООПТ) и лес­но­го фонда;
    • объ­ек­ты обо­рон­ной, кос­ми­че­ской отрасли;
    • неф­те- и газопроводы;
    • объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го наследия;
    • желез­ная доро­га, трас­сы феде­раль­но­го значения;
    • объ­ек­ты воору­жен­ных сил;
    • каз­на­чей­ство, госу­дар­ствен­ные науч­ные, финан­со­вые и др. институты;
    • пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (науч­ные откры­тия и раз­ра­бот­ки, пред­став­ля­ю­щие осо­бую госу­дар­ствен­ную важ­ность) и пр.

    В соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов и МО находятся:

    • недви­жи­мые и дви­жи­мые объ­ек­ты (жилые и нежи­лые зда­ния и соору­же­ния, земель­ные участ­ки, обще­ствен­ный транс­порт, тех­ни­ка и т.д.);
    • инже­нер­ные соору­же­ния (элек­тро­стан­ции, ТЭЦ, очист­ные соору­же­ния и пр.);
    • ЖКХ и ком­му­ни­ка­ци­он­ные сети (газо‑, водо‑, электроснабжение);
    • объ­ек­ты куль­ту­ры и соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры (теат­ры, музеи, боль­ни­цы, учеб­ные и дошколь­ные учре­жде­ния и др.)

    Передача прав собственности

    Пере­да­ча прав на пуб­лич­ную соб­ствен­ность про­ис­хо­дит по принципам:

    • сохран­но­сти ее целе­во­го назначения;
    • невоз­мож­но­сти пере­да­чи осо­бо важ­ных объ­ек­тов и исклю­чи­тель­ных прав;
    • сроч­но­сти и воз­врат­но­сти земель­ных участков;
    • воз­мож­но­сти сов­мест­но­го управления;
    • сохра­не­ния огра­ни­чен­но­го пра­ва на земель­ный надел в виде пуб­лич­но­го сервитута.

    Рас­смот­рим эти прин­ци­пы подробнее.

    Принцип сохранности целевого использования

    Нель­зя отдать:

    • зем­ли охран­ных при­род­ных тер­ри­то­рий под хозяй­ствен­ную дея­тель­ность или инди­ви­ду­аль­ное стро­и­тель­ство, кро­ме неко­то­рых отдель­ных слу­ча­ев: напри­мер, созда­ние лес­ни­че­ства или зоны отдыха;
    • музей с тем, что­бы его пере­обо­ру­до­ва­ли в столовую;
    • уча­сток доро­ги, если он будет выве­ден из соста­ва трас­сы и исполь­зо­вать­ся не по назна­че­нию и т.д.

    Невозможность передачи особо важных объектов

    Часть сво­их прав соб­ствен­но­сти госу­дар­ство может вре­мен­но пере­дать ниже­сто­я­щим струк­ту­рам (субъ­ек­там РФ и МО), граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, например:

    • часть земель из лес­но­го фон­да или ООПТ для стро­и­тель­ства рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов (тури­сти­че­ских баз, домов отды­ха и пр.);
    • ресур­сы, добы­тые из недр (газ, неф­те­про­дук­ты, уголь и т.д.);
    • участ­ки авто­мо­биль­ных дорог (обслу­жи­ва­ние и ремонт дорог ведет­ся в основ­ном мест­ны­ми реги­о­наль­ны­ми структурами);
    • неко­то­рые объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия (кра­е­вед­че­ские музеи, памят­ни­ки и пр.).

    Одна­ко не могут быть пере­да­ны в веде­ние реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей важ­ные обо­рон­ные, энер­ге­ти­че­ские объ­ек­ты, кос­мо­дро­мы, РЖД (рос­сий­ская желез­ная доро­га), пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (исклю­чи­тель­ные пра­ва) и т.д.

    При­ме­ча­ние: Зем­ли, вре­мен­но не исполь­зу­е­мые для обо­рон­ных нужд, могут быть пере­да­ны госу­дар­ством граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам в сроч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для веде­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, созда­ния охот­но­го или лес­но­го хозяй­ства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не пре­вы­ша­ю­щий 5 лет.

    Срочность и возвратность земельных наделов

    Земель­ные участ­ки, могут быть пере­да­ны в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние толь­ко пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, на осно­ва­нии ст. 39.9 Земель­но­го Кодек­са РФ. То есть ППО предо­став­ля­ют зем­лю в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние самим себе.

    Граж­да­нам после 2001 г. земель­ные наде­лы из госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дов в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние не предоставляются.

    Пра­вом без­воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния обладают:

    • ППО и ППК;
    • неко­то­рые работ­ни­ки бюд­жет­ных учре­жде­ний, лес­ных хозяйств, запо­вед­ных зон и т.д.;
    • граж­дане для веде­ния инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства, фер­мер­ских и лич­ных под­соб­ных хозяйств;
    • СНТ и ОНТ;
    • граж­дане, про­жи­ва­ю­щие в слу­жеб­ных поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

    Срок поль­зо­ва­ния земель­ным участ­ком для каж­дой кате­го­рии субъ­ек­тов инди­ви­дуа­лен и состав­ля­ет от одно­го до 10 лет.

    Важ­но, что зем­ля предо­став­ля­ет­ся не в соб­ствен­ность, а имен­но во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Поль­зо­вать­ся участ­ком раз­ре­ша­ет­ся бес­плат­но, земель­ный налог пла­тить не надо. Един­ствен­ный минус — зем­лю после исте­че­ния сро­ка необ­хо­ди­мо воз­вра­тить госу­дар­ству или МО.

    Это озна­ча­ет, что и все постро­ен­ное за это вре­мя на ЗУ перей­дет в соб­ствен­ность госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та, так как стро­е­ния сле­ду­ют за судь­бой земель­но­го участ­ка, на кото­ром нахо­дят­ся.

    Так­же и земель­ный уча­сток дол­жен быть пере­дан в соб­ствен­ность лица, к кото­ро­му пере­шли пра­ва на воз­ве­ден­ные соору­же­ния.

    Поэто­му граж­да­нам жела­тель­но не воз­во­дить на наде­лах, предо­став­лен­ных во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние, ниче­го капи­таль­но­го, если дого­вор без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния не содер­жит усло­вия о покуп­ке постро­ен­ных объ­ек­тов соб­ствен­ни­ком зем­ли или о выпла­те ком­пен­са­ции за них.

    Совместное управление публичной собственностью

    При этой фор­ме огра­ни­чен­ное пра­во соб­ствен­но­сти может быть вре­мен­но пере­да­но пуб­лич­но-пра­во­вы­ми орга­на­ми в соб­ствен­ных гра­ни­цах по иерар­хи­че­ско­му дре­ву (напри­мер, из госу­дар­ствен­но­го фон­да в фонд субъ­ек­та или муни­ци­па­ли­те­та), либо учре­жде­ни­ям и юри­ди­че­ским лицам. При этом ста­вят­ся усло­вия поль­зо­ва­ния: напри­мер, раз­ре­ше­на толь­ко хозяй­ствен­ное управ­ле­ние, кото­рое опла­чи­ва­ет­ся из бюд­же­та, а дохо­ды от экс­плу­а­та­ции объ­ек­та при­над­ле­жат посто­ян­но­му владельцу.

    По этой схе­ме пере­да­ют­ся в управ­ле­ние доро­ги, важ­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты и др.

    Право на публичный сервитут

    Пра­во на серви­тут огра­ни­чи­ва­ет пра­ва земель­ных вла­дель­цев.

    На земель­ный уча­сток или его часть может быть нало­жен пуб­лич­ный серви­тут, если, напри­мер, в реги­оне нач­нет­ся стро­и­тель­ство обще­ствен­но зна­чи­мо­го объ­ек­та (доро­ги, вет­ки мет­ро, газо­про­во­да и т.д.

    ). Пра­ва соб­ствен­но­сти на земель­ные участ­ки (или их части) при пуб­лич­ном серви­ту­те пере­хо­дят пуб­лич­но-пра­во­вым образованиям

    Концепция права в основе публичной собственности в РФ

    По зако­ну муни­ци­паль­ная соб­ствен­ность при­над­ле­жит насе­ле­нию, так как рас­по­ря­жать­ся ею могут орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния (ОМСУ), кото­рые изби­ра­ют­ся граж­да­на­ми. Одна­ко на прак­ти­ке насе­ле­ние не участ­ву­ет в рас­пре­де­ле­нии ни жило­го, ни земель­но­го фон­да.

    Это реша­ют упол­но­мо­чен­ные пред­ста­ви­те­ли вла­сти на осно­ва­нии при­ня­тых ими пра­во­вых актов. Сове­тов у граж­дан по пово­ду при­ня­тия каж­до­го зако­на не спра­ши­ва­ют. Поэто­му мож­но сде­лать вывод, что прин­цип само­управ­ле­ния соб­ствен­но­стью на местах прак­ти­че­ски не выполняется.

    Прин­ци­пы пра­ва соб­ствен­но­сти в РФ в насто­я­щее вре­мя при­бли­же­ны к англо-аме­ри­кан­ско­му варианту:

    • в роли глав­ных соб­ствен­ни­ков (“сеньо­ров”) высту­па­ют пуб­лич­но-пра­во­вые обра­зо­ва­ния (госу­дар­ство, орга­ны реги­о­наль­ной и муни­ци­паль­ной власти);
    • в роли вре­мен­ных поль­зо­ва­те­лей (“вас­са­лов”) — граж­дане и юри­ди­че­ские лица.

    Это под­твер­жда­ет двой­ствен­ность пра­ва на зем­лю (ею одно­вре­мен­но вла­де­ют два субъ­ек­та с раз­ны­ми пра­ва­ми). В боль­шем при­о­ри­те­те соб­ствен­ность пуб­лич­но пра­во­вых обра­зо­ва­ний на земель­ный участок:

    • ЗУ может нахо­дить­ся в посто­ян­ной соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и дру­гих ППО;
    • насе­ле­ние, пред­при­я­тия, учре­жде­ния, пред­при­ни­ма­те­ли име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го или воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния (то есть их пра­ва соб­ствен­ни­ков ограничены);
    • пра­во соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов, посто­ян­но вла­де­ю­щих зем­лей, так­же не абсо­лют­но из-за воз­мож­но­сти нало­же­ния сервитута..

    Выво­ды

    Пре­об­ла­да­ю­щи­ми пра­ва­ми обла­да­ет пуб­лич­ная соб­ствен­ность. Ее нель­зя кон­фис­ко­вать или нало­жить на нее обре­ме­не­ние, так как при­над­ле­жит она орга­нам, кото­рые впра­ве сами решать подоб­ные вопросы.

    Част­ная соб­ствен­ность более огра­ни­че­на в пра­вах, осо­бен­но по отно­ше­нию к земель­ным наделам.

    Источник: https://moezhile.ru/yurist/publichnaya-sobstvennost.html

    Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

    Собственность публично правовых образований это чья собственность

    Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

    Что означает “собственность публично-правовых образований”?

    Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

    Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

    Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

    Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

    Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

    Особенности реализации права

    Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

    Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

    Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом.

    При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

    Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств.

    В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

    В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

    Объекты госсобственности

    Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

    Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

    Природные ресурсы

    Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

    На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов.

    Участки приобретаются в собственность или аренду.

    Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

    Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

    Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

    Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

    Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

    Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

    Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации. При этом право собственности на объекты реализуют представительные структуры власти, а в случаях, предусмотренных нормативными актами (уставами МО) – непосредственно население.

    Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

    Дополнительно

    Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.

    В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.

    Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

    Участие в корпоративных отношениях

    Публично-правовые образования могут приобретать в собственность доли участия в уставном капитале хозяйствующих обществ. Обычно покупка производится не на вторичном рынке, а в процессе приватизации.

    Кроме того, публично-правовые образования вправе вносить муниципальное или государственное имущество в виде вклада в уставной капитал для его увеличения и оплаты выпуска дополнительных акций.

    Особенности участия МО в гражданском обороте

    Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

    Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

    Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

    Ответственность

    РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

    В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

    При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

    Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

    Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

    Специфика управления

    Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

    В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.

    Источник: https://FB.ru/article/361511/sobstvennost-publichno-pravovyih-obrazovaniy-prava-formyi-zakon-i-osobennosti

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.