Собственность публично правовых образований это что

Содержание

Собственность публично правовых образований что это значит – Всё расскажем

Собственность публично правовых образований это что

Соб­ствен­ность — это не про­сто иму­ще­ство, но и слож­ная кате­го­рия, опре­де­ля­ю­щая эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния в обще­стве, ком­плекс юри­ди­че­ских и граж­дан­ских прав субъ­ек­тов. Она фор­ми­ро­ва­лась на Зем­ле тыся­че­ле­ти­я­ми.

За это вре­мя было порож­де­но мно­го форм соб­ствен­но­сти от вла­де­ния древни­ми ору­ди­я­ми тру­да и ману­фак­ту­ра­ми до совре­мен­ных кор­по­ра­ций и син­ди­ка­тов. В Рос­сии суще­ству­ет част­ная и общая соб­ствен­ность, каж­дая из кото­рых име­ет свои раз­но­вид­но­сти.

Соб­ствен­ни­ка­ми могут быть граж­дане, юри­ди­че­ские лица, кор­по­ра­ции, госу­дар­ство, обще­ства и орга­ни­за­ции. А вот что зна­чит соб­ствен­ность пуб­лич­но-пра­во­вых обра­зо­ва­ний, и какой из прин­ци­пов пра­ва в нее зало­жен?

Собственность публично-правовых образований — что это значит?   

Суще­ству­ют раз­ные кон­цеп­ции пра­ва соб­ствен­но­сти:

  • рим­ское пра­во воз­ник­ло еще в Древ­нем Риме и Визан­тии, одна­ко поло­же­но в осно­ву такой рас­про­стра­нен­ной фор­мы вла­сти, как Рес­пуб­ли­ка (в нем зало­же­ны прин­ци­пы спра­вед­ли­во­сти, вер­хо­вен­ства судеб­ной вла­сти, недо­пу­сти­мость двух форм соб­ствен­но­сти на один и тот же земель­ный надел);
  • англо-аме­ри­кан­ское пра­во заим­ство­ва­ло из фео­да­лиз­ма прин­цип суве­рен­но­сти (пол­но­цен­ным соб­ствен­ни­ком недви­жи­мо­го иму­ще­ства может быть толь­ко “суве­рен”, а “вас­са­лы” доволь­ству­ют­ся огра­ни­чен­ны­ми титуль­ны­ми пра­ва­ми);
  • рос­сий­ское пра­во соб­ствен­но­сти осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния иму­ще­ством.

Попы­та­ем­ся разо­брать­ся, как дей­ству­ют эти прин­ци­пы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

  • Пер­вая поло­ви­на назва­ния содер­жит сло­во “пуб­лич­ное”: это озна­ча­ет, что дан­ный вид соб­ствен­но­сти явля­ет­ся общим, то есть ею не может вла­деть част­ное лицо.
  • Вто­рая поло­ви­на соче­та­ния “пра­во­вой” наде­ля­ет соб­ствен­ни­ка боль­ши­ми пра­ва­ми в отно­ше­нии иму­ще­ства, чем ими могут обла­дать обыч­ные граж­дане, пред­при­ни­ма­те­ли, пред­при­я­тия, кор­по­ра­ции и пр.

Заве­са начи­на­ет поти­хонь­ку при­от­кры­вать­ся: неуже­ли это госу­дар­ство? И точ­но — опре­де­ле­ние в сло­ва­рях это под­твер­жда­ет:

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние (ППО) — это госу­дар­ство Рос­сий­ская Феде­ра­ция, субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

Они пред­став­ля­ют собой орга­ны пуб­лич­ной вла­сти (в том чис­ле и само­управ­ле­ния) и инсти­ту­та пра­ва. ППО явля­ют­ся субъ­ек­та­ми пра­ва, то есть могут обла­дать соб­ствен­но­стью.

Глав­ное отли­чие ППО от дру­гих соб­ствен­ни­ков — это пра­во самим изда­вать зако­ны, нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты, каса­ю­щи­е­ся самой соб­ствен­но­сти:

  • пра­вил про­ве­де­ния сде­лок;
  • выде­ле­ния земель­ных участ­ков;
  • нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та;
  • рас­по­ря­же­ния вымо­роч­ным иму­ще­ством;
  • рек­ви­зи­ции и кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и т.д.

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние име­ет стро­го иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, обра­зо­ван­ную по прин­ци­пу гене­а­ло­ги­че­ско­го дре­ва:

  • вер­хуш­ка (пра­ро­ди­тель) — госу­дар­ство;
  • вет­ви — субъ­ек­ты РФ;
  • ответв­ле­ния — муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния.

Публично-правовые компании

В 2016 г.

Феде­раль­ным при­ка­зом №236 создан еще один вид ППО — пуб­лич­но-пра­во­вая ком­па­ния (ППК), пред­став­ля­ю­щая инте­ре­сы госу­дар­ства и обще­ства: она ока­зы­ва­ет госус­лу­ги, управ­ля­ет госи­му­ще­ством, реа­ли­зу­ет госу­дар­ствен­ные про­ек­ты и про­грам­мы. Пра­во­вые ком­па­нии долж­ны заме­нить госкор­по­ра­ции. Фак­ти­че­ски это госу­дар­ствен­ный испол­ни­тель­ный орган вла­сти, наде­лен­ный власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми.

ППК, как и дру­гие ППО, так­же име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния госу­дар­ствен­ной (муни­ци­паль­ной) соб­ствен­но­стью или вымо­роч­ным иму­ще­ством.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Абсо­лют­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми обла­да­ет госу­дар­ство. Ему при­над­ле­жат:

  • нед­ра, при­род­ные ресур­сы;
  • зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий (ООПТ) и лес­но­го фон­да;
  • объ­ек­ты обо­рон­ной, кос­ми­че­ской отрас­ли;
  • неф­те- и газо­про­во­ды;
  • объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия;
  • желез­ная доро­га, трас­сы феде­раль­но­го зна­че­ния;
  • объ­ек­ты воору­жен­ных сил;
  • каз­на­чей­ство, госу­дар­ствен­ные науч­ные, финан­со­вые и др. инсти­ту­ты;
  • пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (науч­ные откры­тия и раз­ра­бот­ки, пред­став­ля­ю­щие осо­бую госу­дар­ствен­ную важ­ность) и пр.

В соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов и МО нахо­дят­ся:

  • недви­жи­мые и дви­жи­мые объ­ек­ты (жилые и нежи­лые зда­ния и соору­же­ния, земель­ные участ­ки, обще­ствен­ный транс­порт, тех­ни­ка и т.д.);
  • инже­нер­ные соору­же­ния (элек­тро­стан­ции, ТЭЦ, очист­ные соору­же­ния и пр.);
  • ЖКХ и ком­му­ни­ка­ци­он­ные сети (газо‑, водо‑, элек­тро­снаб­же­ние);
  • объ­ек­ты куль­ту­ры и соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры (теат­ры, музеи, боль­ни­цы, учеб­ные и дошколь­ные учре­жде­ния и др.)

Передача прав собственности

Пере­да­ча прав на пуб­лич­ную соб­ствен­ность про­ис­хо­дит по прин­ци­пам:

  • сохран­но­сти ее целе­во­го назна­че­ния;
  • невоз­мож­но­сти пере­да­чи осо­бо важ­ных объ­ек­тов и исклю­чи­тель­ных прав;
  • сроч­но­сти и воз­врат­но­сти земель­ных участ­ков;
  • воз­мож­но­сти сов­мест­но­го управ­ле­ния;
  • сохра­не­ния огра­ни­чен­но­го пра­ва на земель­ный надел в виде пуб­лич­но­го серви­ту­та.

Рас­смот­рим эти прин­ци­пы подроб­нее.

Принцип сохранности целевого использования

Нель­зя отдать:

  • зем­ли охран­ных при­род­ных тер­ри­то­рий под хозяй­ствен­ную дея­тель­ность или инди­ви­ду­аль­ное стро­и­тель­ство, кро­ме неко­то­рых отдель­ных слу­ча­ев: напри­мер, созда­ние лес­ни­че­ства или зоны отды­ха;
  • музей с тем, что­бы его пере­обо­ру­до­ва­ли в сто­ло­вую;
  • уча­сток доро­ги, если он будет выве­ден из соста­ва трас­сы и исполь­зо­вать­ся не по назна­че­нию и т.д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть сво­их прав соб­ствен­но­сти госу­дар­ство может вре­мен­но пере­дать ниже­сто­я­щим струк­ту­рам (субъ­ек­там РФ и МО), граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, напри­мер:

  • часть земель из лес­но­го фон­да или ООПТ для стро­и­тель­ства рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов (тури­сти­че­ских баз, домов отды­ха и пр.);
  • ресур­сы, добы­тые из недр (газ, неф­те­про­дук­ты, уголь и т.д.);
  • участ­ки авто­мо­биль­ных дорог (обслу­жи­ва­ние и ремонт дорог ведет­ся в основ­ном мест­ны­ми реги­о­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми);
  • неко­то­рые объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия (кра­е­вед­че­ские музеи, памят­ни­ки и пр.).

Одна­ко не могут быть пере­да­ны в веде­ние реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей важ­ные обо­рон­ные, энер­ге­ти­че­ские объ­ек­ты, кос­мо­дро­мы, РЖД (рос­сий­ская желез­ная доро­га), пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (исклю­чи­тель­ные пра­ва) и т.д.

При­ме­ча­ние: Зем­ли, вре­мен­но не исполь­зу­е­мые для обо­рон­ных нужд, могут быть пере­да­ны госу­дар­ством граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам в сроч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для веде­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, созда­ния охот­но­го или лес­но­го хозяй­ства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не пре­вы­ша­ю­щий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земель­ные участ­ки, могут быть пере­да­ны в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние толь­ко пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, на осно­ва­нии ст. 39.9 Земель­но­го Кодек­са РФ. То есть ППО предо­став­ля­ют зем­лю в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние самим себе.

Граж­да­нам после 2001 г. земель­ные наде­лы из госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дов в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние не предо­став­ля­ют­ся.

Пра­вом без­воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния обла­да­ют:

  • ППО и ППК;
  • неко­то­рые работ­ни­ки бюд­жет­ных учре­жде­ний, лес­ных хозяйств, запо­вед­ных зон и т.д.;
  • граж­дане для веде­ния инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства, фер­мер­ских и лич­ных под­соб­ных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граж­дане, про­жи­ва­ю­щие в слу­жеб­ных поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок поль­зо­ва­ния земель­ным участ­ком для каж­дой кате­го­рии субъ­ек­тов инди­ви­дуа­лен и состав­ля­ет от одно­го до 10 лет.

Важ­но, что зем­ля предо­став­ля­ет­ся не в соб­ствен­ность, а имен­но во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Поль­зо­вать­ся участ­ком раз­ре­ша­ет­ся бес­плат­но, земель­ный налог пла­тить не надо. Един­ствен­ный минус — зем­лю после исте­че­ния сро­ка необ­хо­ди­мо воз­вра­тить госу­дар­ству или МО.

Это озна­ча­ет, что и все постро­ен­ное за это вре­мя на ЗУ перей­дет в соб­ствен­ность госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та, так как стро­е­ния сле­ду­ют за судь­бой земель­но­го участ­ка, на кото­ром нахо­дят­ся.

Так­же и земель­ный уча­сток дол­жен быть пере­дан в соб­ствен­ность лица, к кото­ро­му пере­шли пра­ва на воз­ве­ден­ные соору­же­ния.

Поэто­му граж­да­нам жела­тель­но не воз­во­дить на наде­лах, предо­став­лен­ных во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние, ниче­го капи­таль­но­го, если дого­вор без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния не содер­жит усло­вия о покуп­ке постро­ен­ных объ­ек­тов соб­ствен­ни­ком зем­ли или о выпла­те ком­пен­са­ции за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой фор­ме огра­ни­чен­ное пра­во соб­ствен­но­сти может быть вре­мен­но пере­да­но пуб­лич­но-пра­во­вы­ми орга­на­ми в соб­ствен­ных гра­ни­цах по иерар­хи­че­ско­му дре­ву (напри­мер, из госу­дар­ствен­но­го фон­да в фонд субъ­ек­та или муни­ци­па­ли­те­та), либо учре­жде­ни­ям и юри­ди­че­ским лицам. При этом ста­вят­ся усло­вия поль­зо­ва­ния: напри­мер, раз­ре­ше­на толь­ко хозяй­ствен­ное управ­ле­ние, кото­рое опла­чи­ва­ет­ся из бюд­же­та, а дохо­ды от экс­плу­а­та­ции объ­ек­та при­над­ле­жат посто­ян­но­му вла­дель­цу.

По этой схе­ме пере­да­ют­ся в управ­ле­ние доро­ги, важ­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты и др.

Право на публичный сервитут

Пра­во на серви­тут огра­ни­чи­ва­ет пра­ва земель­ных вла­дель­цев.

На земель­ный уча­сток или его часть может быть нало­жен пуб­лич­ный серви­тут, если, напри­мер, в реги­оне нач­нет­ся стро­и­тель­ство обще­ствен­но зна­чи­мо­го объ­ек­та (доро­ги, вет­ки мет­ро, газо­про­во­да и т.д.).

Пра­ва соб­ствен­но­сти на земель­ные участ­ки (или их части) при пуб­лич­ном серви­ту­те пере­хо­дят пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По зако­ну муни­ци­паль­ная соб­ствен­ность при­над­ле­жит насе­ле­нию, так как рас­по­ря­жать­ся ею могут орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния (ОМСУ), кото­рые изби­ра­ют­ся граж­да­на­ми. Одна­ко на прак­ти­ке насе­ле­ние не участ­ву­ет в рас­пре­де­ле­нии ни жило­го, ни земель­но­го фон­да.

Это реша­ют упол­но­мо­чен­ные пред­ста­ви­те­ли вла­сти на осно­ва­нии при­ня­тых ими пра­во­вых актов. Сове­тов у граж­дан по пово­ду при­ня­тия каж­до­го зако­на не спра­ши­ва­ют.

Поэто­му мож­но сде­лать вывод, что прин­цип само­управ­ле­ния соб­ствен­но­стью на местах прак­ти­че­ски не выпол­ня­ет­ся.

Прин­ци­пы пра­ва соб­ствен­но­сти в РФ в насто­я­щее вре­мя при­бли­же­ны к англо-аме­ри­кан­ско­му вари­ан­ту:

  • в роли глав­ных соб­ствен­ни­ков (“сеньо­ров”) высту­па­ют пуб­лич­но-пра­во­вые обра­зо­ва­ния (госу­дар­ство, орга­ны реги­о­наль­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти);
  • в роли вре­мен­ных поль­зо­ва­те­лей (“вас­са­лов”) — граж­дане и юри­ди­че­ские лица.

Это под­твер­жда­ет двой­ствен­ность пра­ва на зем­лю (ею одно­вре­мен­но вла­де­ют два субъ­ек­та с раз­ны­ми пра­ва­ми). В боль­шем при­о­ри­те­те соб­ствен­ность пуб­лич­но пра­во­вых обра­зо­ва­ний на земель­ный уча­сток:

  • ЗУ может нахо­дить­ся в посто­ян­ной соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и дру­гих ППО;
  • насе­ле­ние, пред­при­я­тия, учре­жде­ния, пред­при­ни­ма­те­ли име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го или воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния (то есть их пра­ва соб­ствен­ни­ков огра­ни­че­ны);
  • пра­во соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов, посто­ян­но вла­де­ю­щих зем­лей, так­же не абсо­лют­но из-за воз­мож­но­сти нало­же­ния серви­ту­та..

Выво­ды

Пре­об­ла­да­ю­щи­ми пра­ва­ми обла­да­ет пуб­лич­ная соб­ствен­ность. Ее нель­зя кон­фис­ко­вать или нало­жить на нее обре­ме­не­ние, так как при­над­ле­жит она орга­нам, кото­рые впра­ве сами решать подоб­ные вопро­сы.

Част­ная соб­ствен­ность более огра­ни­че­на в пра­вах, осо­бен­но по отно­ше­нию к земель­ным наде­лам.

Источник: https://vserasskajem.ru/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij-chto-eto-znachit.html

Что значит собственность публично правовых образований на земельный участок

Собственность публично правовых образований это что

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).
Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство.

РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Законодательство

Длительное время основным собственником земли являлось государство, как и собственником жилых зданий. Это значит, что получить землю в большинстве случаев, можно было только во временное пользование.

Но такая печальная картина изменилась с введением приватизации, стал возможным частный вид собственности. Юридические и физические лица получили возможность приватизировать земельные участки, на которых они давно уже работали, или квартиры, в которых уже давно жили, стать их полноправными владельцами.

Необходимо только правильно оформить собственность, зарегистрировать ее в Росреестре. Но осталось достаточно земли в собственности государства и муниципалитетов, эти земли также регистрируются, указываются на кадастровой карте.

Предлагаем ознакомиться: Оформление дома по наследству в собственность

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей.

Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д.

При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Источник: https://EarthMC.ru/zemlya/chto-znachit-sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij.html

Что это значит, собственность публично-правовых образований в 2020 году – участка, земля, форма

Собственность публично правовых образований это что

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству.

Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Задать вопрос

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.

Основание

Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Описание процедуры установления

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Этапы развития отношений

Земельное право в России фактически не претерпело изменений с 1917 г.

Новый этап начался с введением разных форм собственности после распада СССР, конституционных нововведений, становления положений Земельного кодекса.

Но, как и раньше, сегодня территории России подлежат сначала межеванию, а затем выделению отдельных участков, которые в дальнейшем можно передавать в собственность от государства к другим лицам.

Настоящие собственники земель, у которых уже есть права, могут распоряжаться своими участками. Исключение составляет тот факт, что сегодня существует больше форм собственностей по сравнению с прошлыми днями.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

>

Сен 10, 2019adminlawsexp

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.