Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Списание объекта незавершенного строительства. Разбираемся в ситуации

Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Александра Шевченко

Александра Шевченко, коммерческий директор компании ''Иваудит''

Ежегодно аудиторы нашей компании проводят проверки в более ста предприятиях Ивановской, Владимирской, Нижегородской и других областей. Эти предприятия ведут разный вид деятельности, у них разные системы налогообложения, а также особенности ведения бухгалтерского учета.

В связи с этим отличаются задачи, которые ставятся аудитору при проведении проверки, вопросы главных бухгалтеров и руководителей предприятий, возникающие в процессе деятельности.

Но бывает, что вопрос или спорная ситуация, вызывающие сомнения главного бухгалтера, носят массовый характер.

Ситуация.

Организация имеет на балансе объект незавершенного строительства, на который имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект. Однако в связи с изменением проекта, отсутствием консервации и частичного разрушения, данный объект не может быть использован в деятельности.

Вопрос.

Можно ли списать данный объект с баланса организации, если при этом он физически не демонтируется ввиду значительности затрат на ликвидацию? Каков порядок учета расходов на демонтаж объекта в случае, если объект ранее был списан в учете, а ликвидирован в более поздний период?

Ответ аудиторов.

Бухгалтерский учет.

В рассматриваемой ситуации у организации на балансе имеется объект незавершенного строительства. Данный объект организация не планирует использовать в дальнейшей деятельности, т.е. объект не будет принят в состав основных средств организации.

Отметим, что в настоящее время не имеется законодательно разработанного порядка списания с учета объектов незавершенного строительства. Поэтому, по нашему мнению, следует по аналогии руководствоваться порядком, предусмотренным для списания основных средств.

В соответствии с п.

29 ПБУ 6/01 ''Учет основных средств'', утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, стоимость объекта основных средств списывается с бухгалтерского учета в двух случаях:

– при выбытии объекта;

– при неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Под выбытием понимается продажа основного средства, прекращение его использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал, передачи по договору мены и т.д.

В рассматриваемом случае объект незавершенного строительства организация не предполагает использовать в дальнейшей деятельности.

Однако, по нашему мнению, говорить о списании данного объекта с учета вследствие неспособности приносить экономическую выгоду возможно только в том случае, если от данного объекта нельзя получить какого-либо дохода (например, дохода от реализации материальных ценностей, полученных от демонтажа и пригодных для дальнейшего использования).

Порядок оформления выбытия основного средства вследствие его ликвидации описан в п. 77,78,79 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. При ликвидации основных средств создается комиссия, оформляется акт на списание объекта основных средств.

При ликвидации объекта незавершенного строительства следует также создать комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Члены комиссии должны установить причину списания, а именно, что ликвидируемый объект не может использоваться в дальнейшей деятельности, т.к. не может приносить доход, даже при продаже его как ТМЦ, металлолома и т.д.

Кроме того, списывая объект незавершенного строительства, стоит учитывать, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно ч.3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

N 402-ФЗ ''О бухгалтерском учете'', первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Иными словами, списать объект незавершенного строительства можно только при наличии документов, подтверждающих факт его ликвидации, и только при фактической ликвидации объекта.

В случае списания данного объекта с учета без проведения ликвидации при инвентаризации будет выявлено различие между учетными данными и фактическим наличием этого объекта.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.

1995 № 49 ''Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств'' организация должна будет оприходовать данный объект.

При ликвидации объекта незавершенного строительства «накопленная» стоимость объекта, учтенная на счете 08-3, относится в состав прочих расходов, в дебет 91-2 ''Прочие доходы и расходы'', субсчет ''Прочие расходы''.

Также в составе прочих расходов учитываются затраты, связанные с ликвидацией объекта незавершенного строительства. Полученные в результате ликвидации объекта материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости в корреспонденции с кредитом 91-1 ''Прочие доходы и расходы'', субсчет ''Прочие доходы''.

В случае, когда организация решит сначала списать объект, а потом ликвидировать его фактически, то в целях бухгалтерского учета отражение затрат на его демонтаж будет также отражаться в составе прочих расходов, т.е. на счете 91.

Таким образом, по нашему мнению, списание объекта незавершенного строительства без его фактической ликвидации возможно только в том случае, когда данный объект не может быть использован в каких-либо других целях (например, разобран и продан как материалы). В иных случаях подобное списание будет являться некорректным, поскольку может привести к недостоверной информации об имущественном состоянии организации.

Налоговый учет.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитываются расходы:

– на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;

на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);

– на охрану недр и другие аналогичные работы.

Из анализа этой нормы следует, что во внереализационные расходы можно отнести только стоимость ликвидируемых основных средств, в отношении же ликвидируемых объектов незавершенного строительства в расходы включаются только расходы на демонтаж, но не стоимость самого ликвидируемого объекта.

Таким образом, по нашему мнению, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта в составе расходов не учитывается. Отнести в состав внереализационных расходов можно только расходы на демонтаж в силу их прямого указания в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Источник: https://ruconst.com/articles/6493/?ID=6493

Письмо № Д23и-1663 от 16 апреля 2015 г. по вопросам снятия с государственного кадастрового учета здания на основании решения собственника об уничтожении имущества (сносе, демонтаже), подготовки акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости

Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции обращение сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности.

При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что постановлением Госсроя России от 5 ноября 1997 г.

№ 18-65 утверждено Примерное положение об органе архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласно которому орган архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливает исходную и разрешительную документацию по сносу (разборке) зданий, сооружений и зеленых насаждений (пункт 3).

Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определены основания прекращения права собственности, субъектами которого могут выступать физические лица и организации, независимо от форм собственности (юридические лица), а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в лице их уполномоченных органов.

С учетом изложенного, а также положений статьи 209 ГК РФ, право собственности может быть прекращено на основании решения собственника (собственников, в случае общей собственности) об уничтожении имущества, что применительно к объектам капитально строительства является сносом, демонтажем такого объектом.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Например, если в результате пожара, оползня, наводнения или иного стихийного бедствия здания были разрушены частично, то в данном случае произойдет изменение свойств объекта недвижимости, а не его уничтожение или гибель.

Дальнейшая судьба объекта недвижимости будет зависеть от собственника пострадавшего имущества, который может принять решение о восстановлении объекта недвижимого имущества, его сносе, и прекращении права собственности на него.

Необходимо учитывать, что снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкция, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношении жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведения таких работ, экологической безопасности.

В этой связи снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий от инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ по договорам, подтверждающих их исполнение.

Кроме того, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

№ 87 (далее – Положение) снос (демонтаж) объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения.

Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.

С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существовании помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Необходимо обратить внимание, что фактический снос (демонтаж) объекта недвижимости предшествует проведению кадастровых работ с целью подтверждения прекращения существования такого недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г.

№ 627 (далее – Требования), акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту обследования.

Согласно пункту 9 Требований в строку «Перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, включенных в состав приложения к акту обследования. Указанный перечень документов, является открытым, однако, такие документы должны включать информацию, позволяющую идентифицировать объект недвижимости.

Таким образом, кадастровый инженер при подготовке акта обследования использует документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости, к которым можно отнести, например, копию распоряжения органа местного самоуправления о сносе здания, копию закрытого ордера на производства работ по сносу, копии актов приемки выполненных работ по договорам подряда на снос, перемещение, переработку и захоронение отходов сноса и т.п.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета зданий вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для снятия с государственного кадастрового учета документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости является акт обследования с приложением копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).

При этом законодательством Российской Федерации не установлен порядок снятия с государственного кадастрового учета объектов, не отвечающих требованиям, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. не являющихся объектами недвижимости, но учтенных в качестве таковых.

Необходимо также отметить, что статьей 8.18 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.

Источник: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/landrelations/201505291

Кадастровые работы

Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на недвижимость необходимо заказать документы и провести кадастровые работы.

Кадастровые работы – вид работ по изучению, измерению и обследованию объектов недвижимого имущества – земельных участков и строений на них.

Данные работы проводятся кадастровыми инженерами для подготовки документов на постановку и снятие с кадастрового учета земельного участка и строений, располагающихся на нем, для определения границ участка, межевания, объединения или раздела участка.

Для проведения кадастровых работ инженеру необходимо выехать на объект, произвести замеры и сделать расчеты, на основании которых он подготовит необходимую документацию.

В московском областном бти можно заказать все виды кадастровых работ:

  • межевой план земельного участка; 
  • технический план здания, сооружения, жилого (дом, квартира, комната) и нежилого помещения;
  • технический план объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса;
  • технический план машино-места;
  • акт обследования.

А также сопутствующие услуги и сервисы:

  • юридические консультации по вопросам недвижимости;     
  • оформление недвижимости;     
  • подача документов на регистрацию в электронном виде без посещения МФЦ.

 

 Межевой план земельного участка

 Данный документ требуется для постановки земельного участка на кадастровый учет. 

При выезде на объект инженер замеряет площадь, запрашивает необходимую информацию и подготавливает документы, которые подаются в Росреестр для регистрации права собственности.

Межевой план состоит из текстовой и графической части. В текстовой части содержится полное описание участка, в том числе туда вносятся данные об используемых при подготовке документах, системе координат, пунктах государственной геодезической сети и другая информация.

Графическая часть воспроизводит часть сведений кадастрового плана территории, на которой располагается участок, также в ней указываются границы участка и другие необходимые сведения.

Межевой план изготавливается в электронном формате и пописывается усиленной электронной подписью кадастровым инженером, готовившим документ.

Заказать межевой план земельного участка в МОБТИ

 Технический план

Технический план требуется для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты капитального строительства.

Объекты капитального строительства – это дом, квартира, здание, сооружение, нежилое помещение, объект незавершённого строительства, машино-место и т.д. Обязательным условием признания строения объектом капитального строительства является наличие фундамента.

Техплан содержит все данные и характеристики объекта, которые будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и необходимые для осуществления регистрационных действий и постановки здания на кадастровый учет. Данный документ составляется кадастровым инженером на основании проведенных работ.

Согласно Ст. 24 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план состоит из графической и текстовой частей. Текстовая часть включает себя полную информацию о заказчике, исполнителе и объекте недвижимости, а графическая – план расположения объекта и границы участка, а также чертеж с пронумерованными поворотными точками. 

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего документ.

Заказать технический план на дом, квартиру, объект незавершенного строительства, жилое или нежилое помещение.

Заказать технический план на машино-место в Московском областном БТИ.

 Акт обследования

Для снятия объектов недвижимости с кадастрового учета потребуется акт обследования.

Данный документ отражает состояние объекта на момент обследования и потребуется в случае, если:

– Поставленный на учет объект недвижимости подвергся полному или частичному разрушению, прекратил свое существование;

– На месте ветхой постройки после сноса планируется возведение нового объекта;

– Объект недвижимости будет реконструирован, перестроен, разделен и т.д.

Акт обследования составляется кадастровым инженером и отражает состояние объекта недвижимости непосредственно перед снятием с государственного учета.

Для составления акта обследования кадастровый инженер запрашивает выписку из Государственного кадастра недвижимости и выезжает на объект, чтобы на основании осмотра и изучения предоставленных документов выдать заключение о состоянии объекта недвижимости, в котором будут зафиксированы:

– степень разрушения объекта недвижимости;

– возможность или необходимость восстановления объекта;

– соответствие объекта записи в кадастре недвижимости.

Если здание разрушено частично, а его восстановление необоснованно или невозможно, собственнику необходимо снести здание и произвести обследование.

Только после снятия объекта недвижимости с учета прекращается начисление налога на данный объект.

Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015, статья 23, часть 1) акт обследования предоставляется в электронной форме и заверяется усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера. При заключении договора могут обсуждаться условия и формат предоставляемого документа.

Заказать акт обследования в Московском областном БТИ

 Кадастровые работы напрямую связаны с регистрацией и снятием права собственности на объект недвижимости. Именно поэтому важно выбрать надежного исполнителя.

Обязательно проверяйте, состоит ли кадастровый инженер в саморегулируемой организации (СРО). Саморегулируемые организации осуществляют контроль за соблюдением требований кадастровыми инженерами законов и нормативов, регулирующих кадастровую деятельность. Список СРО и действительных членов организаций можно найти на сайте Росреестра.

Для проведения кадастровых работ обязателен выезд кадастрового инженера на объект и проведение необходимых расчетов и замеров. Для снижения риска возникновения спорной ситуации и проблем с регистрацией недвижимости, выбирайте проверенную организацию или инженера, не доверяйте лицам, проводящим кадастровые работы без выезда на объект.

При обращении к частным кадастровым инженерам и организациям собственников привлекают более низкие цены, однако не стоит забывать, что ошибка может выявиться через продолжительный срок, а исполнителей найти и привлечь к исправлению не удастся. В этом случае придется заказывать и оплачивать услуги повторно. Кроме того, частные специалисты не всегда обладают необходимыми техническими возможностями и квалификацией.

► Московское областное БТИ предоставляет услуги в сфере недвижимости с 1927 года. За этот период МОБТИ было накоплены данные по более чем 3,8 млн объектов недвижимости.

► Как государственное учреждение, Московское областное БТИ может гарантировать высокий уровень предоставляемых услуг. При возникновении спорной ситуации собственник может обратиться в любое отделение МОБТИ и урегулировать ее силами специалистов учреждения.

► Для поддержания высокого качества предоставляемых услуг, Московское областное БТИ регулярно обновляет техническую базу, проводит инвентаризацию и обновление оборудования.

► В штате МОБТИ числится более 250 кадастровых инженеров, состоящих в саморегулируемой организации. Кроме того, при проведении работ используется собственная система точного позиционирования МОБТИ (СТП МОБТИ), позволяющая получать высокоточные сведения и действующая на территории всей Московской области.

► Все точки приема Московского областного БТИ работают без привязки к месторасположению объекта, то есть по экстерриториальному принципу.

Независимо от того, в каком районе расположен объект недвижимости, вы можете обратиться в удобную точку приема МОБТИ за услугой.

Также для удобства клиентов, в Московском областном БТИ есть возможность заказать кадастровые работы онлайн или по телефону горячей линии.

Заказать кадастровые работы в Московском областном БТИ:

– На Портале online-услуг

– По телефону горячей линии +7 (498) 568 88 88

– В одной из 62 точек приема МОБТИ

– В одном из 42 Консультационных центров МОБТИ на базе МФЦ

Источник: https://mobti.ru/uslugi/kadastrovye-raboty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.