Снижение административного штрафа

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Снижение административного штрафа

В каких случаях лицо, вынесшее постановление об административной ответственности может пойти на снижение административного штрафа ниже низшего предела?

Обратимся к Кодексу Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ):

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ

Что тут важно, должностное лицо при вынесении постановления должно учитывать имущественное положение виновного лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств – не наш случай;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним – не наш случай;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Например: совершение данного административного правонарушения впервые.

КоАП РФ Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – не наш случай;

4) совершение административного правонарушения группой лиц- не наш случай;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения – не наш случай.

Таким образом, если ваше юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, у него отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность и при этом сумма штрафных санкций составляет по одной статье КоАП РФ не менее 100,0 тыс. руб.:

  • для юридических лиц: согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
  • для физических лиц и должностных лиц:  согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с статьей 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, должностное лицо может ( не обязано), оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, совершенного ЮЛ (ДЛ или физ.

лицо), принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие у ЮЛ убытков по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности (согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за *** год  у ЮЛ должен иметься чистый убыток в сумме ***** тыс. руб.

), должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению субъекта административной ответственности мера административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном статьей *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности и не соответствует тяжести административного правонарушения.

На этом основании сумма штрафных санкций может быть снижена.

Поэтому, если ваше ЮЛ соответствует вышеперечисленным требованиям – пишите ходатайство о снижении размера штрафа.

 Так что снижение административного штрафа ниже низшего предела – это реально при определенных условиях.

Источник: https://EcoProverka.ru/snizhenie-administrativnogo-shtrafa-nizhe-nizshego-predela/

Как снизить сумму штрафа ниже установленного КоАП РФ

Снижение административного штрафа

Многие хозяйствующие субъекты сталкивались с очень значительными штрафами даже за несущественные нарушения. С этим соглашаются инспекторы надзорных органов, но пойти на снижение штрафных санкций они не могут.

КоАП не позволяет.

В настоящее время, пока законодатель не откорректировал эти статьи, судам дана возможность снизить суммы штрафов по некоторым видам нарушений ниже установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Механизм определен в Постановлении Конституционного суда РФ от 25 февраля 2014 года № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.231 и 19.

73 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница №3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».В частности, положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, частей 2 и 5 ст. 15.231 и ст. 19.73 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, признаны не соответствующими Конституции РФ, так как не допускают назначение административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции. По мнению Конституционного суда, они не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.Исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного суда РФ, федеральный законодатель должен внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях соответствующие изменения. Пока это не реализовано, в Постановлении указано, что размер административного штрафа, который установлен в сумме от 100 тысяч рублей и выше, в соответствии с  указанными выше статьями КоАП может быть назначен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями законоположения.Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 800 тысяч до одного миллиона рублей. На основании названного законоположения Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 26 марта 2012 года ООО «Барышский мясокомбинат» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 тысяч рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в добыче без лицензии подземных вод из артезианской скважины для собственных хозяйственно-бытовых нужд. При этом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, был учтен тот факт, что после возбуждения дела об административном правонарушении ООО «Барышский мясокомбинат» подготовило и направило документы для получения лицензии на право пользования недрами.Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Названное законоположение послужило основанием для привлечения ООО «ВОЛМЕТ» к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей (Постановление должностного лица Центрального управления Ростехнадзора от 27 декабря 2012 года).Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», в отношении которого Управлением Росздравнадзора по Удмуртской Республике была проведена плановая выездная проверка, выявившая факты нарушения правил хранения лекарственных средств, было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей.В Постановлении Конституционного суда отмечается, что для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, подобные суммы штрафов могут оказаться «непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям (что нашло подтверждение в судебных актах, принятых в связи с привлечением к административной ответственности некоторых заявителей по настоящему делу)».Важно еще раз отметить, что постановление распространяется на все виды штрафов, где минимальная сумма, определенная в КоАП РФ, превышает 100 тысяч рублей.

Пока Госдума РФ не приняла соответствующие поправки, у хозяйствующих субъектов есть возможность снизить штраф ниже установленного в КоАП. 

Источник: https://prominf.ru/article/kak-snizit-summu-shtrafa-nizhe-ustanovlennogo-koap-rf

Как аннулировать или списать штраф по КоАП РФ: помощь адвоката

Снижение административного штрафа

ВНИМАНИЕ: наш адвокат в Екатеринбурге поможет Вам в вопросе спора по административному штрафу: профессионально и в срок. Звоните уже сейчас!!!

Порядок назначения административного штрафа

   Штраф за административное правонарушение назначается в порядке КоАП РФ.

   Установлено, что штраф назначается в установленных пределах. Это значит, что суд или должностное лицо не могут назначить штраф больше или меньше установленной соответствующей статьей санкции. Кроме того, размер штрафа назначается с обязательным учетом характера нарушения, личности виновного и его материального положения. Учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.

   Наличие каких-либо исключительных обстоятельств позволяет суду назначить размер штрафа ниже установленного законом, но не менее половины минимального штрафа.

   Все вышеуказанное с некоторыми уточнениями относится как к гражданам, так и к организациям.

   Штраф назначается путем вынесения постановления. В ряде случаев достаточно протокола.

Срок оплаты административного штрафа

   Предусмотренный КоАП срок на уплату штрафа – 60 дней.

   Данный срок начинаем считать со дня  вступления в силу постановления о назначении штрафа.

   Если оплата штрафа была отсрочена или оплата штрафа была рассрочена, то 60 дней считают со дня истечения отсрочки (рассрочки).

   В случае совершения правонарушения, предусмотренного отдельными статьями КоАП РФ, срок может составлять 25 дней.

   Закон предусмотрел так же некую «мотивирующую» составляющую. В случае уплаты штрафа за нарушение ПДД в пределах двадцати дней со дня вынесения постановления, позволено уплатить штраф в размере половины назначенной суммы.

Аннулирование административного штрафа через срок давности

   Если штраф был назначен, но не оплачен вовремя, то его оплата может быть нецелесообразна. Стоит иметь ввиду установленный КоАП срок давности исполнения. Так, установлено, что постановление не подлежит исполнению , если не было исполнено в течение 2 лет.

   Уклонение от уплаты штрафа  — это основание, на основании которого срок течения указанных двух лет прерывается. Иначе говоря, если по факту административного штрафа в отношении гражданина возбудили производство приставы, а сам нарушитель не является по повесткам, укрывает доходы и принимает иные меры для неуплаты штрафа, срок в 2 года не исчисляется.

   Как только пристав отыскал имущество и доходы гражданина, на которые можно обратить взыскание, течение двухлетнего срока возобновляется.

   Не входит в двухлетний срок давности исполнения постановления по штрафу и случаи отсрочки и рассрочки наказания.

ИНТЕРЕСНО: читайте про освобождение от административного штрафа по ссылке на сайте

Списание административных штрафов через обжалование

   Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.

   Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.

   По результатам рассмотрения жалобы на штраф       выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.

Для обжалования штрафа необходимо:

    Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.

   Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.

   Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.

   Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:

  • Оставление без изменений.
  • Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
  • Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение

Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.

Снижение административного штрафа

   Снижение штрафа – возможность предусмотренная самим КоАП. Однако, обстоятельств, указывающих на возможность снижение штрафа, не много.

   Опытный адвокат сможет принять ряд мер для уменьшения суммы наказания, а именно:

   Ознакомиться с материалами дела и найдет обстоятельства, указывающие на возможность снижения штрафа

   Составит жалобу по делу

   Поучаствует в процессе пересмотра.

   Ряд вышеуказанных манипуляций требует высокой квалификации адвоката и его опыте, знании судебной практики.

ПОЛЕЗНО: подробнее про снижение штрафа по КоАП РФ по ссылке на сайте

Адвокат по списанию штрафа по КоАП РФ в Екатеринбурге

   Штрафы по КоАП назначаются в короткие сроки. Такие короткие сроки предусмотрены и на обжалование, уменьшение и списание штрафа. Выбор большинства граждан и организаций, не желающих упустить ценное время  – обращение к опытному адвокату по списанию штрафа.

   Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры»  успешно оказывает помощь в списании штрафа огромному числу доверителей. Для получения квалифицированной помощи по штрафу приглашаем в наш офис — город Екатеринбург, переулок Отдельный, дом 5.

Отзыв о работе нашего административного адвоката

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/snizhenie-ili-spisanie-shtrafa-po-koap-rf/

Что нужно знать о снижении штрафов

Снижение административного штрафа
Если физическое или юридическое лицо было подвергнуто административному взысканию в виде штрафа, то немногие знают, что сумму штрафа возможно уменьшить, даже если статья КоАП ограничена минимальной суммой. Т.е., возможно уменьшить и эту сумму.

Актуально это прежде всего для юридических лиц, поскольку, суммы административных штрафов, налагаемых на юридических лиц, довольно внушительны. Но не лишним это будет знать и физическим лицам.

Статьи кодексов, регламентирующие уменьшение штрафаИтак, какие же статьи и каких кодексов позволяют уменьшить сумму штрафа? Прежде всего, если речь идет об административном правонарушении, то это ст.4.1 КоАП РФ, в п. 3.2.

которой говорится, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=9BO5RojS0_I

То есть речь идет здесь о юридическом лице и если сумма штрафа составляет более ста тысяч рублей.

Как правило, на практике, если лицо (представитель юридического лица), признало вину, никаких последствий правонарушение не повлекло, то контролирующие органы идут навстречу и уменьшают штраф на основании данного пункта. Об этом нужно заявить соответствующее ходатайство и приложить необходимые доказательства. Если же штраф не уменьшен, то необходимо с этим же вопросом обратиться в суд.

О физических же лицах речь идет в п. 2.2. ст. 4.

1 КоАП РФ, который говорит, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.

Здесь решающую роль играет личность и имущественное положение лица. Но если накладываемый на гражданина штраф менее десяти тысяч рублей, то уменьшить его уже не получится.

А вот Налоговый кодекс в этом отношении лояльней: п. 3 ст. 114 НК РФ прямо и безоговорочно говорит о том, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Смягчающие обстоятельства установлены в этом случае ст.

112 НК РФ совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

И еще. Этот пункт подразумевает и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.Основания для снижения штрафаОснованиями являются смягчающие вину обстоятельства. О них говорилось выше. В вопросе о снижении величины штрафа, зачастую играет роль имеющаяся судебная практика по аналогичным делам.

К примеру, сложившаяся тенденция такова, что по штрафам, наложенным Федеральной налоговой инспекцией, даже необязательно предоставлять доказательную базу и аргументы в пользу снижения.

Как правило, и без этого идут навстречу.

Суды имеют право произвести оценку величины штрафа, сопоставив ее с тяжестью совершенного правонарушения, даже в том случае, если он уже был снижен первой инстанцией.

Что же касается административных штрафов, то, согласно судебной практике, снизить сумму штрафа более чем наполовину, невозможно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c371ad653bb6f00aaaf245b/chto-nujno-znat-o-snijenii-shtrafov-5c4f3cbdc6e29800acfe163b

Кс рф: снижать организациям штраф ниже низшего предела нужно и за региональные правонарушения

Снижение административного штрафа

Конституционный Суд РФ обязал правоприменителей – при назначении организациям штрафов за административные правонарушения, предусмотренные региональными законами, – применять ч. 3.2 и  ч. 3.3 статьи 4.

1 КоАП и в устанавливаемых ими случаях снижать до двух раз размер назначаемого штрафа ниже предусмотренного “регионального” минимума, если он равен или выше 100 000 руб.

Кроме того, соответствующие коррективы должны быть внесены в КоАП РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. № 15-П).

С жалобой в КС РФ обратилась компания, оштрафованная “по фото” на 300 тыс.  руб. за парковку на газоне (ответственность предусмотрена столичным КоАП). В момент нарушения автомобиль компании использовался его работником в личных целях.

Оспорить штраф по мотиву его чрезмерности и наличию исключительных обстоятельств не удалось, – суды всех инстанций отметили, что:

  • региональный КоАП не разрешает снижать штраф ниже низшего размера,
  • такая возможность – не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юрлиц не менее 100 000 рублей, – установлена ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ,
  • однако в этой норме есть ограничительная оговорка – она распространяется исключительно на те штрафы, которые установлены в федеральном КоАПе,
  • а поскольку сейчас компании вменяется нарушение, предусмотренное не федеральным, а региональным КоАПом, то применить эту “федеральную” норму нет никакой возможности.

Конституционный Суд РФ обратил внимание, что:

  • законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;
  • ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (дающие право снижать минимальный штраф) предоставляют правоприменителям действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • однако их буквальное толкование допускает снижение штрафа только в случае, если он установлен в “федеральном” КоАП;
  • такое толкование исключает применение ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юрлицам наказания в соответствии с региональными законами
  • и потому оно расходится со смыслом положений ст. 1.4 и  ст. 3.1 КоАП РФ
  • а также влечет на практике не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения;
  • эта дифференциация порождает – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, – предпосылки для дискриминационного правоприменения;
  • следовательно, ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой исключают возможность уменьшения юридическому лицу административного штрафа ниже минимального размера штрафа, установленного региональным законом;
  • действующее правовое регулирование надлежит изменить с учетом данной позиции КС РФ;
  • а впредь до внесения таких поправок в КоАП РФ спорные ч. 3.2 и  ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении организациям административных штрафов за “региональные” правонарушения.

Отметим, что провозглашение этой правовой позиции как нельзя вовремя – в связи с введением ограничительных по COVID-19 мероприятий многие регионы включили в свое законодательство нормы о суровой ответственности за нарушение требований, связанных с режимом повышенной готовности, самоизоляции и т.п. Например, не исполнение юрлицом требований об остановке работы организаций в Москве карается штрафом от 200 тыс. руб. “на первый раз”, и от 300 тыс. руб. – за повторное нарушение. В Красноярске повторное невыполнение юрлицом региональных обязанностей по предотвращению эпидемий карается штрафом от 200 тыc. руб. А в Свердловской области неисполнение требований акта губернатора, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции, – наказывается штрафом, минимальный размер которого для организаций составляет полмиллиона рублей.

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Источник: https://www.garant.ru/news/1361814/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.