Снабжающие организации это

Содержание

Что такое РСО в ЖКХ: порядок предоставления услуг, преимущества и недостатки работы на прямую | Услуги ЖКХ в 2021 году

Снабжающие организации это

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК.

Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е.

последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

КритерийПреимуществаНедостатки
 Рисковые факторыВероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямуюМожет снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами
 Распределение средствОно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцамиВозможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения
 Удобство оплатыСредства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйствомПридется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям
 Дополнительные трудностиТ. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачнымиВ процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е.

когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру.

Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Заключение

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.

Источник: https://uslugi-gkh.ru/zhilishhnye-uslugi/rso-v-zhkh/

Что такое ресурсоснабжающая организация и как заключить прямой договор с ней?

Снабжающие организации это

Поступающие в квартиры блага цивилизации, энергия, тепло, вода представляют собой ресурс, обеспечение которым занимаются специализированные ресурсоснабжающие организации. Каждый потребитель подобных услуг должен знать, за что он платит и как осуществляется взаимодействие между данными компаниями и обычными гражданами.

Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации

Под ресурсоснабжающими организациями понимают юрлица, занимающиеся поставкой услуг в сфере ЖКХ конечным потребителям. Деятельность данных компаний осуществляется под контролем государства и регулируется различными нормативами государственных органов власти, ЖК РФ и законом №176-ФЗ.

РСО обслуживаются не только многоквартирные дома, с подведенными коммуникациями для обеспечения отоплением и ГВС. В случае отсутствия централизованного теплоснабжения, в перечень услуг данных компаний также входит: поставка электроэнергии, газа, холодной воды, а также хранение данных ресурсов.

Помимо основных услуг в области ЖКХ, также населению предоставляются дополнительный сервис по дезинсекции, дератизация, обеспечение уличного освещения, вывоза ТБО, однако, к числу наиболее известных организаций относят горгаз, энергосбыт, водоканал, либо другие схожие по названию юрлица.

Может ли ресурсоснабжающая организация выполнять функции УК?

Оказывая фактические услуги населению, вопрос оплаты за выполненный объем работ ресурсоснабжающими организациями решается через управляющую компанию. Деятельность УК основана на заключенных с конечными потребителями договорах и направлена на эксплуатацию жилых домов при тесном взаимодействии с подрядчиками.

Фактически УК для конечного потребителя выступает в роли посредника, регулирующего деятельность РСО. УК организует сбор оплаты за потребленные услуги и передает их непосредственно в компании по снабжению определенными ресурсами.

Для обычных граждан УК является исполнителем коммунальных услуг, а поставщика ресурса осуществляет свою деятельность в рамках субподряда.

Так как каждая РСО имеет строго ограниченную специализацию, полномочий по участию в управлении МКД у нее нет. Согласно действующих нормативных правовых актов возможна прямая оплата услуг РСО от жильцов напрямую, согласно потребленному объему ресурсов, при условии заключения прямого договора.

Порядок составления договора ресурсоснабжения с УК

Работа РСО полностью согласуется с заключенным с УК договором.

Для документального оформления взаимодействия, между УК и РСО составляется агентский договор, соответствующий основным требованиям закона, включая закон о правах потребителя.

Детали оказания услуг и действующие нормы приводятся в условиях прилагаемых документов. Однако, помимо УК, при соблюдении определенных условий, заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией могут и сами жильцы.

Особенности составления договора управляющей компании с РСО

Разъяснения относительно требований к контракту с ресурсоснабжающей организацией приводятся в письмах Минрегиона РФ от 2007 года № 21492СК/07 и № 2479РМ/07. В частности, даются указания о необходимости соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг к следующим положениям договора:

  • права и обязанности участников договорных отношений;
  • порядок указания услуги (включая подачу ресурса, а также водоотведения);
  • требования к качественным характеристикам предоставляемых РСО услуг;
  • расчеты определения оплаты ресурсов, поставляемых и отводимых;
  • ответственность после подписания контракта;
  • положения относительно условий приостановки подачи ресурсов или ограничения поставляемых объемов.

Главное требование к документу – обеспечить защиту прав тех потребителей, которые исполняют свои обязанности в полном объеме и соответствии с основными положениями закона.

Прямые договора, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать аналогичные положения и соответствовать тем же требованиям к юридическому оформлению документов.

Особенности заключения прямого договора собственников жилья с РСО

Право на заключение прямого договора собственником с ресурсоснабжающей организацией появилось сравнительно недавно. На самом деле, возможность сотрудничать напрямую заложена в нормах ЖК РФ, позволяя конечным потребителям:

  • напрямую вносить плату за потребленный объем ресурсов организации-исполнителю;
  • взаимодействовать с РСО при возникновении претензий к тому, как исполняются услуги.

Меньше всего проблем возникает при заключении договора напрямую с момента сдачи нового дома в эксплуатацию, т.е. до того, дом переводится на обслуживание в управляющую компанию.

Для домов, которые в течение длительного времени уже обслуживались через УК, ситуация более сложная: возникают нерешенные проблемы, накапливается задолженность по оплатам через УК со стороны населения, либо долги УК перед РСО.

Накопившиеся проблемы и возможные взаимные претензии между тремя сторонами значительно затрудняют процесс перехода на прямое сотрудничество. В апреле 2015 года управление МКД напрямую, за исключением домов с числом квартир в пределах 16 квартир, было прекращено согласно п.5 ст.7 закона №255-ФЗ.

Однако, сотрудничество с РСО напрямую все же возможно, если договор заключается с конечным собственником жилья с последующей прямой передачей денежных средств в счет оплаты предоставленных ресурсов. Сам дом, при этом, по-прежнему остается под управлением УК. Подобное право закреплено ЖК РФ и Постановлением Правительства №354 (2011г.).

В 2017 году участие управляющих организаций при взаимодействии между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов не требуется, если соблюдены следующие условия:

  1. Решение о переходе к данному способу управления принято общим собранием всех проживающих в МКД.
  2. Потребителями коммунальных ресурсов являются владельцы помещений из нежилого фонда.
  3. Истек срок действия действовавшего ранее договора с управляющей организацией.
  4. Пользователем ресурсов является собственник частного домовладения.
  5. Ресурсоснабжающей организации не были оплачены услуги за последний трехмесячный период, если плательщиком является ТСЖ.

Инициативу для заключения прямого договора обязан проявить сам жилец.

Прежде, чем заключать договор о прямом сотрудничестве, минуя УК в роли посредника, необходимо оценить возможные негативные последствия и преимущества от подобной организации взаимодействия.

Считается, что прямой способ поставки услуг и оплаты за них оптимален для небольших домов с минимальным числом квартир, что позволит быстрее принимать общие решения всем коллективом жилого дома.

Сложности контроля платежей при взаимодействии УК и РСО

Больше всего проблемных моментов возникает при исполнении потребителем и РСО своих обязательств. УК призвана разрешать вопросы, связанные с переводом средств компаниям, снабжающим коммунальными ресурсами, а также производить расчеты предстоящих платежей и готовить платежные квитанции.

Особенно актуален вопрос ошибок при расчетах оплаты потребленных услуг конечными пользователями. Федеральное законодательство, закон №176-ФЗ, однозначно определяет виновной в неверных начислениях стороной исполнителя коммунальных услуг.

Следует знать, что в рамках несения ответственности за нарушения правил начислений по коммунальным услугам штраф юридического лица составляет половину той суммы, которую оно начислило до этого. Если за подачу услуг отвечает УК, штрафы присуждаются ей.

При наличии прямого договора, штраф за неверное начисление возлагается на РСО.

Например, если за ресурсоснабжение энергоснабжающей компанией были произведены неверные расчеты, в случае наличия договора с УК, финансово отвечать за ошибки будет только она. Если ошибочное начисление выполнено самим исполнителем, штраф подлежит уплате поставщиком определенной услуги ЖКХ.

Привлечь к ответственности лицо, нарушившее порядок начисления, можно с помощью подачи заявления в письменном виде. Обращение с требованием перерасчета пишут в адрес компании, признанной исполнителем конкретных коммунальных услуг, за которые были неправильно рассчитаны оплаты.

При отсутствии реагирования со стороны исполнителя, жалобу подают в Роспотребнадзор, прокуратуру или судебный орган. Данный вопрос является одним из самых болезненных тем в области ЖКХ со стороны конечных пользователей.

К другим распространенным нареканиям в адрес УК относят:

  • риск признания УК банкротом с последующим исчезновением средств, перечисленных жильцами в счет расплаты с поставщиками ресурсов;
  • вероятность недобросовестного исполнения обязанностей по расчету с подрядчиком услуг, с аккумулированием собранных с жильцов средств на особом счету и в собственных интересах;
  • низкое качество предоставляемых услуг;
  • неоправданный рост тарифов.

Вышеуказанные причины оказались достаточными для того, чтобы право на прямое взаимодействие было согласовано на законодательном уровне.

Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям

Возникшее право на осуществление прямых расчетов с РСО характеризуется множеством неясностей в решении множества вопросов и проблем взаимодействия. В первую очередь, осложняется процесс внесения ежемесячной платы – каждому поставщику конкретного ресурса по отдельности.

В результате снижается качество контроля за суммами платежей, вносимых на расчетных счета ресурсоснабжающих компаний.

В то же время, прямое взаимодействие позволит напрямую обращаться с претензиями и вопросами к компании, исполнившей обязательства по поставке (отводу) ресурса, внося прозрачность в отношения с исполнителем услуг.

Процесс прямой оплаты услуг влечет за собой полное снятие всякой ответственности с УК в вопросах соответствия качества, объема, цен на тот или иной ресурс, передавая данные полномочия исполнителю. Для РСО подобный переход связан с необходимостью:

  • организации дополнительных отделов, которые занимались бы разбором ситуаций с платежами и оказанием услуг;
  • к числу дополнительных затрат со стороны РСО относят увеличение штата сотрудниками абонентского отдела, приема потребителей услуг;
  • организации индивидуального расчета стоимости потребленных услуг на каждого собственника жилья.

Кроме того, вопросами истребования долга с неплательщиков также будет заниматься РСО своими силами. В то же время, у управляющей компании гораздо больше возможностей и опыта в разрешении подобных ситуаций.

К особенностям прямого сотрудничества относится ограничение сферы полномочий в вопросах обслуживания конечных потребителей. Дело в том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг (п.

7), ресурс обеспечивается к подаче в пределах границы сетей, входящих в состав общего имущества дома, но далее исполнитель не несет ответственности за обслуживание сетей в пределах многоквартирного дома.

Чтобы организовать обслуживание общего имущества многоквартирного дома, жильцы вынуждены дополнительно привлекать других исполнителей, заключая отдельный договор на оказание услуг.

Однако в ряде случаев ресурсоснабжающая компания может получить обязательства по договору оказывать подобные услуги на уровне внутридомовых коммуникаций.

Например, для учета электрической энергии и обслуживания установленных счетчиков услуги предоставляет энергоснабжающая компания.

Существует множество правовых неясностей по вопросам прямого оказания услуг и получения расчета между РСО и потребителем.

В силу наличия определенных ограничений компетенции РСО, требует прояснения ситуация, поставщик доводит ресурс до внутридомовых инженерных сетей, однако отвечать за бесперебойную подачу внутри он не обязан.

Ожидается, что этот и многие другие вопросы получат разъяснения в законодательстве, приведя в соответствие действующие по закону обязанности, полномочия и фактические потребности граждан.

Источник: https://zhilyurist.ru/kvartira/zhkh/resursosnabzhayushchie-organizacii-eto

Рсо – что это в системе жкх

Снабжающие организации это

Неотъемлемой задачей в жилищно-коммунальном хозяйстве является обеспечение коммунальными ресурсами (КР). Современный многоквартирный дом (МКД) сложно представить без водоснабжения, тепла и электрификации. Не все собственники квартир, заключая договор на обслуживание и управление МКД, вникают в вопросы обеспечения энергоресурсами.

И только если, что-то пошло не так, и появились сбои с подачей воды, тепла, газа и электричества, выясняется, что кроме управляющей компании (УК), существуют организации, которые несут ответственность за ресурсоснабжение.

В статье расскажем: что входит в сферу деятельности ресурсоснабжающей организации – сокращенное название РСО, какие правила применяются для регулирования их отношений с УК и жителями

РСО важное звено коммунальной системы

Ведением хозяйственных дел в МКД занимается УК или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Чтобы организовать полноценное проживание, данные структуры заключают договоры об оказании услуг ресурсоснабжения.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах», ресурсоснабжающей организацией может являться юридическое лицо или предприниматель, которые занимаются производством или приобретением коммунальных ресурсов и их продажей потребителю. Статус снабжающей организации обязывает РСО осуществлять доставку ресурса до объектов потребления

Ресурсосберегающая компания является одним из ключевых звеньев всей коммунальной системы. Фактически, без ресурсоснабжающих организаций невозможно качественное исполнение коммунальных услуг.

Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации

РСО несут ответственность за передачу потребителям КР. В их обязанности входит транспортировка и обслуживание транспортирующих коммуникаций.

К их компетенции относится предоставление твердого топлива, если к дому не подведены централизованные сети.

В этом случае потребуется оказание услуг по поставке электроэнергии, холодной воды, газа в объемах по установленным нормам, с запасом, которому требуется создать условия для временного хранения.

РСО являются коммерческими организациями. Постоянно растущий спрос на КР позволяет им постоянно развиваться. Естественно, что развитие направлено на получение дополнительного дохода.

Реформирование в системе ЖКХ направлено на улучшение в недостаточно развитых секторах коммунального хозяйства. На фоне этого ресурсоснабжающие компании начали осваивать новые виды деятельности, обычно являющиеся смежными с основными направлениями.

Сегодня они могут предоставлять не только ресурсы, но и оказывать определенные виды услуг для МКД.

Виды ресурсов, поставляемые РСО

В качестве поставщиков, обеспечивающих жизнедеятельность МКД, могут выступать:

  • газоснабжающие организации, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению;
  • компании, занимающиеся электроснабжением, в том числе имеющие статус гарантирующего поставщика электроэнергии;
  • предприятия водоснабжения и водоотведения, среди которых могут быть гарантирующие организации, назначенные органами местного самоуправления;
  • организации, организующие процессы горячего водоснабжения и отопления жилых помещений в холодное время года.

 К дополнительному перечню услуг относятся:

  • установка приборов учета и их обслуживание;
  • проведение дезинсекции против вредителей и грызунов;
  • вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;
  • проводка интернет кабеля, систем видеонаблюдения, пожарной сигнализации, домофонов и телевизионных антенн;
  • освещение придомовой территории световыми приборами.

Правила предоставления коммунальных услуг регулируются законодательством Российской Федерации.

Правовая база деятельности РСО

Вне зависимости от организационно-правовой формы РСО, все ее действия регламентированы:

  • Разделами VII и VIII Жилищного кодекса РФ.
  • Федеральным законом №176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
  • Постановлением Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года. Документ фиксирует правила, обязательные при подписании договоров снабжения коммунальными ресурсами.
  • Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года.
  • Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, отражающим вопросы содержания общего имущества дома.
  • Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
  • Федеральным законом №59 «О внесении изменений в ЖК РФ» от 03.04.2018.

Согласно 59-ФЗ, собственники могут заключить соглашения напрямую с РСО, если компания, занимающаяся управлением многоквартирного дома, задержала РСО оплату за потребляемые ресурсы более 60 календарных дней. 

Порядок обмена информацией и установление коммуникаций между УК и РСО, при переходе на прямые договоры, прописан в Постановлении Правительства РФ № 897 от 13 сентября 2019 года. Здесь же зафиксированы обязанности управляющих организаций в условиях прямых расчетов.

Распределение функций УК МКД и РСО

В обязанности УК входит содержание одного или нескольких МКД, поддержание в чистоте и порядке придомовой территории, и контроль за общедомовым имуществом. Все действия осуществляются на основании договоров с собственниками жилых помещений.

УК выступает посредником между ресурсоснабжающей компанией и потребителями услуг. Согласно п.1 ст.

426 Гражданского кодекса РФ она должна заключать договоры с РСО, собирать средства за потребленные ресурсы, которые поставила РСО, вовремя осуществлять ремонт внутридомовых коммуникационных сетей.

Получается, что управляющая организация обслуживающая МКД, решает и жилищные, и коммунальные вопросы.

Ресурсосберегающая организация отличается строгой специализацией. Она не может управлять домом. Поэтому, задавая вопрос: «Может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией?», — ответ нет. УК – подрядчик, оказывающий коммунальные и жилищные услуги, а РСО – субподрядчик, действующий на основании договора с УК о снабжении КР.

Условия договора между УК и РСО

Подробную информацию о том, что должно быть включено в контракт с РСО, можно найти в письмах Министерства регионального развития РФ № 21492СК/07 и № 2479РМ/07 от 2007 года. Согласно этим документам обязательными разделами договора являются:

  • Права и обязанности сторон.
  • Порядок поставок КР.
  • Требования к качеству поставляемых ресурсов и услуг.
  • Схемы расчетов стоимости, применяемые тарифы и правила их изменения.
  • Ответственность сторон.
  • Положения, касающиеся ситуаций, когда требуется приостановить подачу КР или ограничить их объемы.

В документе обозначают условия, которые разграничивают ответственность сторон за качество поставляемых ресурсов. Договор должен защищать права жильцов МКД, которые вовремя и полностью делают платежи за потребленные КР. В п.1. ст. 157 ЖК РФ и п.4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ зафиксированы правила, которые обязательны для исполнения сторонами договора.

Причины для перехода МКД на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям

В Жилищном кодексе зафиксирована возможность заключения прямых договоров собственников с РСО без посредников. Это возможно в случаях:

  • угрозы открытия в отношении УК процедуры банкротства;
  • если за УК или ТСЖ числятся долги в течение трех месяцев и более;
  • когда совместно с другими собственниками МКД принято решение о прямых расчетах с РСО на общем собрании;
  • если речь идет о помещении в жилом здании, в котором никто не проживает.

Кроме того, потребители вправе оформить прямые договоры, при смене УК.

Если решение о переходе на прямые договоры принято, согласно ПП РФ № 897 при заключении прямых договоров, УК сохраняет обязанности:

  • по заключению соглашений на приобретение коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (СОИ);
  • на проведение технического обслуживания внутридомовых инженерных систем;
  • по приему жалоб собственников и инициированию проверок качества, предоставляемых услуг.

УК обязана передать в РСО всю имеющуюся информацию о собственниках и недвижимости, расположенной на территории МКД. 

Что переходит в зону ответственности РСО при прямых расчетах

Если заключен прямой договор, все опросы по соответствию качества, объемам, ценам ложатся на РСО.  Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, поставщик КР обеспечивает подачу ресурсов до границ сетей, которые входят в состав общедомового имущества.

Дальше компания не несет ответственность.  Если, компания поставщик согласна доставлять КР в каждую квартиру, то это обязательно должны быть зафиксировано в договоре. РСО становится исполнительным органом и принимает ответственность за свои действия перед потребителями.

Что важно знать потребителю коммунальных услуг о РСО

В соответствии ФЗ № 176, если произошло и зафиксировано нарушение порядка при начислении платы за фактически потребленные ресурсы, РСО будет предписано уплатить штраф в размере 50% от суммы недочета.

Для этого потребители направляют письменное заявление компании с требованием проведения перерасчета.

Если ответ, в установленный законом срок, не получен, есть возможность обратиться в Роспотребнадзор, с заявлением о назначении проверки.

Важно помнить, что УК отвечает за обслуживание внутри дома, а также выступает связующим звеном при наличии жалоб жильцов на качество услуг. В соответствии с п.3 ч.11 ст.

161 ЖК РФ обслуживающая организация должна взаимодействовать с РСО в момент проведения проверок и работ по устранению нарушений.

Фактически УК контролирует ход исполнения прямых договоров, в том числе в вопросах начисления платы за коммунальные услуги

Переход на прямые договоры сделал расчеты более открытыми. У жильцов МКД домов появилась возможность выбирать между управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Самое главное, чтобы собственники квартир были уверены в бесперебойной поставке качественных ресурсов и чувствовали, что платят за реально предоставленные услуги.



Источник: https://m2keep.ru/yuridicheskij-blok/rso-chto-eto-v-sisteme-zhkh

Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность

Снабжающие организации это

ёСегодня за поставку на дом воды, света, газа и иных коммунальных ресурсов отвечают различные ресурсоснабжающие организации (РСО).

Причем РСО заключает договор с отдельной управляющей компанией (УК) или переходит на прямые расчеты с жильцами многоквартирного дома, минуя УК.

Что представляют собой ресурсоснабжающие организации и как с ними можно заключить прямой договор ресурсоснабжения, подробно рассказано ниже в статье.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/nekachestvennyj-uslugi-zhkh/resursosnabzhayuschie-organizacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.