Смена ври земельного участка

Содержание

Изменение ВРИ земельного участка в Московской области

Смена ври земельного участка

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение земельных правоотношений. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с внесением платы за изменение ВРИ в Московской области, в том числе:

  • юридические консультации о порядке внесения и расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области;
  • экспертиза правомерности расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
  • выявление правовых механизмов уменьшения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда это возможно;
  • представление интересов землепользователя по вопросам изменения вида разрешённого использования в исполнительных органах власти и суде.

Изменение вида разрешенного использования

В соответствии с законодательством Московской области изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области их собственниками может осуществляться как за плату, так и без внесения платы.

Законом установлены следующие случаи, когда для изменения вида разрешенного использования участка необходимо внесение соответствующей платы:

1) земельный участок включается в границы населенного пункта либо исключается из них, и при этом участку устанавливается вид использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

2) земельному участку устанавливается вид разрешенного использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

3) уполномоченным публичным органом выдается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, который предусматривает строительство и/или реконструкцию капитального объекта.

Таким образом, законодательство Московской области установило необходимость внесения платы за любое изменение собственником земельного участка вида разрешенного использования на вид, предусматривающий возможность капитального строительства и/или реконструкции существующих капитальных объектов.

Формулировка закона охватывает как случаи изменения вида использования участка в связи с переводом участка в/из категории земель населенных пунктов, так и случаи изменения вида использования в рамках основных и условно разрешенных видов использования.

При этом областной закон предполагает, что для любого изменения вида использования участка (в том числе, в рамках установленных правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования) необходимо принятие органом местного самоуправления соответствующего распорядительного акта.

Это прямо противоречит федеральному законодательству, которое закрепляет право собственника земельного участка без каких-либо разрешений и согласований самостоятельно выбирать вид разрешённого использования своего участка из предусмотренных ПЗЗ основных и вспомогательных видов.

Тем не менее, данная норма областного закона не отменена и является действующей.

Формула расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, имеется ли в отношении участка утвержденный проект планировки.

Если проекта планировки нет, то плата взимается как определенный законом процент с разницы между кадастровой стоимостью после изменения вида разрешенного использования и до его изменения.

 На размер платы влияет также то, какой вид избирает правообладатель в качестве искомого – данная информация определяет размер расчётного коэффициента, размер которого варьируется от 10 процентов (для земель под личное подсобное хозяйство) до 50 процентов (для многоквартирных жилых домов и иной многоэтажной застройки).

При этом для нежилой застройки коэффициент не установлен, из чего следует вывод, что за изменение вида разрешенного использования, предусматривающего нежилое строительство, плата не взимается.

Изменение ВРИ

Если в отношении участка имеется проект планировки, размер платы за изменение ВРИ участка рассчитывается исходя из сложной формулы, принимающей во внимание дельту между кадастровой стоимостью участка до и после изменения ВРИ, а также плотность и этажность предполагаемой на участке застройки.

Законодательство Московской области предполагает два случая освобождения от обязанности вносить плату за изменение вида использования земельного участка:

  • если участок находится в населенном пункте, на территории которого плата за изменение ВРИ не применяется (перечень таких населённых пунктов утверждён специальным постановлением Правительства Московской области; сейчас в данный перечень включены, в основном, депрессивные населенные пункты отдаленных районов Московской области;
  • если измененный вид использования предполагает строительство на участке социально-значимых капитальных объектов (объектов сельскохозяйственного использования, коммунальных объектов, объекты здравоохранения, образования, культуры и ряд других).

Плата за изменение вида использования земельного участка должна быть внесена в течение 30 дней после получения собственником участка соответствующего уведомления от уполномоченного органа.

При невнесении платы за изменение вида разрешенного использования закон предполагает возможность отмены решения об изменении ВРИ.

Законом предусмотрена возможность предоставления рассрочки внесения платы за изменение вида разрешенного использования.

Кроме того, при невнесении платы за изменение вида использования участка в случаях, когда такое изменение было осуществлено собственником в заявительном порядке в рамках выбора им основных видов разрешенного использования согласно правилам землепользования и застройки, плата взыскивается с правообладателя участка в судебном порядке.

Приведенные выше правовые режимы являются противоречивыми, в связи с чем на практике с их применением могут возникать значительные сложности.

Юристы Правового центра ДВА М являются первоклассными специалистами в сфере земельных споров.

Решение поручить изменение вида разрешенного использования участка грамотному земельному юристу поможет снизить риски негативного исхода публичной процедуры и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/izmenenie-vri

В москве повысилась плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка – что необходимо знать инвестору?

Смена ври земельного участка

С 19 ноября 2020 года применяется скорректированный механизм расчета платы за изменение вида разрешенного использования (далее – «ВРИ») земельного участка, которая может подлежать выплате в Москве частным собственником или арендатором публичного земельного участка (за исключением участков в федеральной собственности). Утверждение нового порядка расчета привело к существенному повышению платы за изменение ВРИ. 

Разумеется, инвесторы еще до приобретения соответствующей площадки учитывают стоимость изменения ВРИ в финансовой модели планируемого проекта. В результате внесенные изменения негативно повлияют на инвестиционные показатели девелоперских проектов и увеличат стоимость строительства объектов, а значит, и стоимость покупки/аренды недвижимости для конечных потребителей. 

Ниже мы более подробно расскажем о данных нововведениях.

История вопроса: что такое ВРИ и почему надо платить за его смену?

Одним из существенных аспектов девелопмента, с которого, можно сказать, начинается процесс строительства, является ВРИ земельного участка. Именно ВРИ определяет, какие объекты могут быть возведены на земельном участке. 

Если текущий ВРИ, указанный для земельного участка в ЕГРН, не соответствует планируемому фактическому использованию участка (например, после реализации девелоперского проекта), то застройщику необходимо изменить такой ВРИ.

Застройщик – собственник земельного участка может самостоятельно выбрать требуемый ему ВРИ из перечня основных ВРИ, содержащегося в правилах землепользования и застройки, и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН. 

Когда строительство осуществляется девелопером на земельных участках, арендованных у государства, то для изменения ВРИ необходимо также внести изменения в договор аренды земельного участка. 

По общему правилу изменение ВРИ как собственником земельного участка, так и его арендатором осуществляется бесплатно. Однако для Москвы законодательством предусмотрено исключение в виде необходимости вносить плату за изменение ВРИ на другой вид, допускающий строительство и(или) реконструкцию объекта.

В зависимости от статуса застройщика (собственник или арендатор земельного участка) при изменении ВРИ земельного участка, расположенного в Москве, ему необходимо будет внести:

  • плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
  • арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка. 

Что изменилось?

Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.

Плата за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности

Постановлением № 2019 было утверждено всего одно изменение в формуле, применяемой для расчета платы за изменение ВРИ земельного участка в частной собственности. 

Однако оно привело к очень существенному увеличению платы, взимаемой с московских девелоперов. 

В ранее применявшуюся формулу Постановлением № 2019 был добавлен коэффициент местоположения, который составляет 2,0 для земельных участков, расположенных в старой Москве, и 8,0 для участков в пределах Новой Москвы. 

Таким образом, размер платы за изменение ВРИ для частных собственников земельных участков с 19 ноября 2020 года увеличился: (i) для территорий в границах старой Москвы – вдвое, (ii) для присоединенных территорий – в восемь раз. 

При этом по-прежнему сохраняются основания для применения льготных условий внесения платы за смену ВРИ (например, рассрочка на период строительства) и полного освобождения от внесения платы.

Плата за изменение ВРИ земельного участка, арендуемого у г. Москвы

До принятия Постановления № 2019 размер арендной платы за земельный участок в течение первого года после смены ВРИ зависел от:

  • кадастровой стоимости земельного участка после смены ВРИ;
  • действующего для измененного ВРИ повышающего коэффициента (чаще всего – 1,5 %); и
  • только для земельных участков в пределах ТТК Москвы – показателя плотности застройки (до 80 %).

Таким образом, плата за первый год аренды после смены ВРИ земельного участка в пределах ТТК могла достигать 81,5 % от кадастровой стоимости этого земельного участка, а за пределами ТТК – 1,5 % от кадастровой стоимости. 

С 19 ноября 2020 года порядок расчета размера арендной платы после смены ВРИ был полностью изменен. Теперь размер платежа зависит не от показателя плотности застройки, а от множества переменных: 

  • функционального назначения помещений объекта согласно ГПЗУ; 
  • общей площади объекта; 
  • базового стоимостного показателя помещений определенного функционального назначения; 
  • коэффициентов ренты, доходности земельного участка и местоположения; и 
  • кадастровой стоимости земельного участка. 

Заключение 

В целом после принятия Постановления № 2019 плата за изменение ВРИ частного земельного участка в границах старой Москвы может составлять примерно 120–160 % от кадастровой стоимости (вместо 60–80 % ранее). Для Новой Москвы процент будет существенно выше. 

Новый порядок расчета размера арендной платы за участок после смены ВРИ, на наш взгляд, хоть и является более совершенным и направлен на диверсификацию строительства в Москве, но также приведет к увеличению бюджета девелоперских проектов: плата за изменение ВРИ теперь не ограничивается 81,5 % от кадастровой стоимости участка.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Арташесом ОгановымНатальей Гегечкори или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/12/01/v_moskve_povysilas_plata_za_izmenenie_vida_razreshennogo_ispolzovaniya_zemelnogo_uchastka__chto_neob

Изменение ВРИ участка

Смена ври земельного участка

Виды разрешенного использования надела — это применительные к определенному участку индивидуальные характеристики, регламентирующие допустимые варианты эксплуатации в рамках действующего закона.

ВРИ применяется к каждой территориальной зоне.

Перемена одного ВРИ и объектов капитального строительства производится с учетом технических возможностей, норм законодательства и согласно регламенту градостроительства.

Виды разрешенного использования земли

ВРИ сформированы в форме классификатора. Перечень видов был утвержден приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.14. В перечень вошли 13 основных видов и несколько десятков подвидов. К числу основных пунктов классификатора относятся следующие группы:

  • Сельскохозяйственное использование (растиеневодство, овощеводство, животноводство, садоводство, виноводство, пчеловодство, питомники, сенокошение и т.д.);
  • Жилая застройка (для ИЖС, для ведения хозяйства, много- и среднеэтажная жилая застройка, хранение автотранспорта и др.);
  • Общественное пользование зданий и сооружений (коммунальное и социальное обслуживание, административные здания, медицинские, культурные, образовательные учреждения, государственное управление);
  • Предпринимательство (объекты торговли, гостеприимства, развлечений, транспортного и дорожного сервиса);
  • Отдых (рекреация, площадки для различных видов спорта);
  • Производственная деятельность (различные виды тяжелой и легкой промышленности, складские помещения, научно-производственные объекты);
  • Транспорт (размещение объектов железнодорожного, автомобильного, авиа, водного транспорта, стоянок, пунктов обслуживания);
  • Обеспечение обороны и безопасности (земли для охраны государственных границ, учреждений внутреннего правопорядка);
  • Деятельность по охране природы (курортная, санаторная, историко-культурная деятельность);
  • Лесопользование (заготовки, плантации, резервы);
  • Водные объекты (общественные объекты, гидротехническое оборудование);
  • Земельные наделы (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, ритуальные объекты, благоустройство территории);
  • Земельные наделы общего назначения (огородничество, садоводничество).

Как оформить изменение ВРИ

Цель оформления изменений ВРИ — это возможность использовать землю по своему усмотрению (а не исключительно в рамках характеристик кадастрового реестра) на законных основаниях.

Одним из наиболее распространенных случаев является возведение объекта строительства на земле, которая имеет другое назначение согласно классификатору.

В этом случае необходимо подать заявление на оформление изменений ВРИ, чтобы строительство велось законно, а объект не считался самостроем.

Внесение изменений ВРИ различается в случаях, когда владелец надела хочет изменить один вид на другой или текущий вид использования на соответствующий классификатору. Основанием для внесения изменений являются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждены территориальными органами.

Советуем прочитать:  Регистрация договоров аренды

Основной и вспомогательный ВРИ подлежат изменению в рамках подачи заявления в Росреестр от лица собственника надела без дополнительных согласований и разрешительных документов надзорных органов.

Перед подачей заявления следует ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждены территориальными органами.

ПЗЗ включают в себя карты, на которых указывается номер по классификатору ВРИ, а также другие обозначения.

Так, например, буква Ф подразумевает сохранение за участком текущего ВРИ без особых на то распоряжений, а также соблюдение условия неизменности технико-экономических показателей.

Основания для изменения ВРИ земли с пометкой «Ф» могут быть следующие:

  • постановление органа местного самоуправления (или распоряжения, если участок находится в аренде) о внесении изменений ВРИ в рамках соотнесения текущего ВРИ и классификатора, таким образом вид использования не подвергается изменению, а уточняется в соответствии с принятым приказом Минэкономразвития классификатором;
  • внесение изменения ВРИ в соответствии с установленным порядком, если такое использование допустимо в соответствии с ПЗЗ, Земельным кодексом и нормативно-правовыми актами территориального субъекта.

Процедура подачи заявления на изменение ВРИ

Процедура подачи заявления на изменение вида использования надела включает несколько этапов:

  • подача ходатайства в орган территориальной власти;
  • подготовка пакета документов, который включает паспорт заявителя, правоустанавливающий документ, выписка из ЕГРН с характеристиками, планы и схемы земельного надела;
  • по запросу уполномоченного органа может потребоваться предоставление дополнительных документов, в том числе согласований и разрешительных документов надзорных органов;
  • получение решения территориального органа власти (постановления в случае если земля находится в собственности или распоряжения, если участок арендуется), решение может быть как положительным, так и отрицательным, отказ может быть обжалован в суде;
  • информирование Росреестра о вынесенном положительном решении в отношении перемены ВРИ, внесение записи в Росреестре (срок — до 15 дней);
  • получение выписки из ЕГРН, в которой будет указан новый (измененный) вид разрешенного использования земли.

Отдельным случаем внесения изменений ВРИ является смена на условно-разрешенный вид использования или новый вид. В этом случае назначается рабочая группа, проводится общественное слушание. Процедура более сложная, не ограничивается подачей заявления и длится несколько месяцев.\

Источник: https://xn----8sbhhxkndeik.xn--p1ai/izmenenie-vri-uchastka/

Как поменять разрешенное использование земельного участка? на сайте Недвио

Смена ври земельного участка

Многие из покупателей земли сталкиваются с одними и тем же вопросами: «Как поменять разрешенное использование у земельного участка?». «И возможно ли это сделать без лишних затрат?».

В данной статье мы решили поделиться рекомендациями юристов по недвижимости касательно основных сложностей и проблем, с которым может столкнуться землевладелец, озадачившись решением данного вопроса.

Изменение разрешенного использования участка. Что следует учесть?

Начнем с основного, у каких участков разрешенное использование изменить возможно, а у каких земель будет крайне сложно. Да, именно «Сложно», а не невозможно, так как и на законодательном поле нереальное можно вполне приблизить к реальному.

Изменить вид разрешенного использования возможно у земельных участков с категориями земель:

  1. Земли населенных пунктов;
  2. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.п;
  3. Земли сельскохозяйственного назначения (если земля не входит в зону сельскохозяйственных угодий, так как для данной зоны градостроительные регламенты не устанавливаются).

Есть еще ряд категорий, которые мы здесь не упомянули.

Но полагаем, навряд ли найдутся посетители нашего сайта, у которых возникнет вопрос смены разрешенного использования у других категорий земель, которые здесь не указаны.

Однако, если же ваша ситуация является исключением, по первому же обращению к нам в письменной форме, мы поможем вам разрешить ваш вопрос. Опишите вашу ситуацию в разделе контакты, и наши менеджеры свяжутся с вами.

Чаще всего проблемы со сменой разрешенного использования возникают, когда земельный участок входит в границы территорий исторических памятников и ансамблей и т.п.

Если вы столкнулись с такой ситуацией при покупке участка, решить ее полностью, увы, не удастся — изменить разрешенное использование ЗУ получится, но с серьезными ограничениями.

Вот почему данный вопрос необходимо тщательно изучать заранее, еще перед покупкой земли.

Также обращаем ваше внимание на то что, в данной статье описывается изменение разрешенного использования не конкретно под жилые объекты, а в охвате всего спектра видов разрешенного использования.

Как же выбрать вид разрешенного использования, где найти список возможных вариантов?

В данном вопросе вам помогут правила землепользования РФ и застройки того поселения или муниципального образования, в границах которого расположен ваш земельный участок. Данный документ разработан, утвержден и практически у всех муниципальных образований в нашей стране и размещен для общего обозрения на сайтах администраций.

Кстати, данный документ должен в обязательном порядке быть обнародован на вышеупомянутых интернет ресурсах. Если же на сайте администрации вашего региона вы его не нашли, можете смело «пожурить пальчиком» местным органам власти и требовать соблюдения утвержденных законом порядков.

В разработанных правилах землепользования и застройки, в обязательно порядке, присутствует раздел с подобным названием «Градостроительные регламенты для территориальных зон».

Как раз в данном разделе вы и найдете, на какие виды разрешенного использования возможно поменять характеристики вашего земельного участка.

Так же в помощь вам неотъемлемая часть правил — «Графические материалы», по которым вы определите, в какой территориальной зоне расположена ваша земля.

Кстати, указанный перечень использования ЗУ в правилах землепользования и застройки должны соответствовать вот этому утвержденному классификатору видов разрешенного использования. Но не забывайте о том что, правила утвержденные ранее, чем данный классификатор, имеют законную и юридическую силу, а наименование видов использования земель могут различаться.

В градостроительных регламентах для территориальных зон также указаны:

  • минимальные и максимальные размеры земельных участков в конкретной территориальной зоне;
  • процент застройки от общей площади;
  • ссылки на документы о соблюдении технических регламентов в границах ЗУ и многое другое.

Куда подавать заявление для изменения вида разрешенного использования земельного участка?

Итак, наконец, мы выбрали вид разрешенного использования (ВРИ), которое отвечает всем нашим требованиям. Теперь осталось понять, как нам воплотить наши пожелания в реальность.

Для этого нам необходимо в письменном виде написать заявление в соответствующую организацию. Контролером данной услуги выступают органы кадастрового учета, в которые вам и придется подавать заявление с вашими пожеланиями.

Скачать образец заявления о смене разрешенного использования у земельного участка вы можете по этой ссылке.

Для подачи данного заявления вам понадобится всего лишь два документа:

  1. Кадастровый паспорт на земельный участок;
  2. Паспорт гражданина РФ.

По второму документу принимающая сторона определит, принадлежит ли вам указанный земельный участок на самом деле.

С вышеперечисленными документами вы направляетесь в ближайшее территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), и просите предоставить вам образец заявления для изменения вида разрешенного использования у земельного участка.

Совет: Не пытайтесь выдумывать заявление. Зачастую образец заявления расположен на стендах прямо в Росреестре. Если вы не нашли подходящий образец заявления, спросите в территориальном отделении у представителей данной организации.

Теперь весь пакет документов у вас есть в полном объеме. После чего все вышеперечисленные документы вы подаете представителю в Росреестр. Все остальные заявления подготовит за вас работник вышеупомянутого учреждения. Взамен поданным документам вам дадут расписку о приемке заявления и дату получения нового кадастрового паспорта, с уже измененным видом разрешенного использования.

После получения нового кадастрового паспорта, вам останется всего лишь поменять свидетельство о государственной регистрации права. Данную процедуру вы делаете так же в Росреестре, путем замены старого свидетельства на новое. Срок получения нового свидетельства составит 4-5 рабочих дней.

Маленький нюанс: Совсем не обязательно, после внесения изменений в кадастровом паспорте, менять свидетельство о гос.

регистрации права, так как основной документ, отображающий все характеристики вашего земельного участка, это кадастровый паспорт.

Но, если вы не внесете изменения в свидетельство, то при продаже вашей земли к вам возникнет лишний вопрос со стороны покупателя и появятся сомнения в покупке вашей недвижимости. Так что лучше позаботиться о замене свидетельства.

Немного о сложностях

При смене «разрешенки» ВРИ, порой, возникают нестандартные ситуации. Может случиться так что, принимающая сторона не осведомлена об изменениях в законодательстве, либо вы не тщательно изучили регламенты или какие-либо обременения у вашего земельного участка.

Так что, лучше заранее подготовиться к этому, но не забывайте что, всем мы можем допускать ошибки. При возникновении нестандартных ситуаций или иных сложностей, лучше обратиться к профессиональным юристам в сфере недвижимости.

Земельный кодекс РФ

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник: https://Nedvio.com/kak-pomenyat-razreshennoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka/

Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка – с 2017 года

Смена ври земельного участка

Возможность изменение вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка установлен закономи и нормативными документами:

  • Земельным кодексом РФ (статья 8)
  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ
  • Градостроительным кодексом РФ (статья 37, пункт 3)
  • Письмом Минэкономразвития РФ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» №14310-ИМ/Д23 от 08.07.2011
  • ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №171-ФЗ
  • ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ
  • Правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях

Для решения задчи об изменени ВРИ земельного участка необходимы знания основ «земельной и градостроительной математики». Её «аксиомами» являются следующие положения:

  • ПЗЗ
  • градостроительное зонирование
  • градостроительный регламент
  • вид разрешённого использования земельного участка
  • Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (ВРИ – 2019)

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, даст ответ о возможности изменения ВРИ земли.

ПЗЗ – это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований. Они представлены на официальных сайтах администраций.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. У них примерно равные назначения и условия застройки, например:

  • территориальные жилые зоны:
    • включают участки под строительство блокированных жидых домов. индивидуальных отдельно стоящих жилых домов
  • территориальные общественно-деловые зоны
    • объединяют участки, предназначенные под строительство объектоа недвижимости делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.
  • территориальные производственные зоны
    • состоят из участков под промышленные, складские объекты различных классов санитарной опасности.

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте. Он конкретизирует правила застройки участков внутри каждой территориальной зоны.

Территориальные зоны отображаются:

  • в генеральном плане муниципального образования
  • на карте градостроительного зонирования.

Зоны в них выделяются разными цветами. По ним несложно определить их границы. В экспликацииях к схемам можно узнать наименование зон и перечень ВРИ входящих в них земельных участков.

Примечание

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются:

  • территории зелёных насаждений общего пользования
  • с/х угодия в составе земель сельхозназначения
  • земли, покрытые поверхностными водами
  • земли лесного фонда
  • земли особо охраняемых природных территорий
  • земли запаса

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия – решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия
  • в границах территорий общего пользования
  • занятые линейными объектами
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
  • в охранной зоне объектов культурного наследия

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка – один из параметров градостроительного регламента. Он показывает, как может эксплуатироваться земельный надел, какие объекты можно строить на нём, возможноо или нет строительство вообще.

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех вариантов, что установлены для территориальной зоны, к которой относится земельный надел. Нужно выбратть из них тот, что подходит под будущую цель.

Те ВРИ участков и объекты капитального строительства, что не предусмотрены в территориальной зоне, являются неразрешёнными.

1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны

Подготовка к решению задачи по изменению ВРИ начинается с выяснения градостроительных регламентов.

Способ №1

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление:

  • о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера
  • о предоставлении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или справку о зонировании террритории, на которой находится участок

Способ №2

Нужно изучить графические материалы ПЗЗ:

  • генеральный план муниципального образования
  • схема градостроительного зонирования

На чертежах плана и схемы территориальные зоны раскрашены в разные цвета. Они наглядно показывают границы зон. В экспликациях к графическим материалам даются сведения о видах использования участков.

2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ
  2. условно разрешённые, назначаемые при изменении ВРИ по результатам публичных слушаний
  3. вспомогательные, не являющиеся преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования

Разрешённый вид использования земельного участка – один из параметров градостроительного регламента, установленного ПЗЗ для территориальной зоны, к которой относится участок. Градостроительные регламенты описываются в текстовой части ПЗЗ.

Так, на сайте Рыбинского муниципального района в Ярославской области указаны ПЗЗ всех поселений, входящих в этот район. Возьмём в качестве примера ПЗЗ Арефинского СП.

Кликнув по ссылке Правила землепользования и застройки, откроем эту страницу. На ней показаны:

  • решение совета депутатов
  • тестовая часть ПЗЗ Арефинского сельского поселения

Рассмотрим тестовую часть ПЗЗ. Бегло перелистывая раздел , последовательно находим:

  • Часть 2. Градостроительные регламенты на территории Арефинского сельского поселениястатья 40 Виды и состав территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Арефинского сельского поселения – в ней перечисляются все установленные поселении территоиальные зоны

Далее, со статьи 41 и по статью 50, находим градостроительные регламенты, действующие в каждой территориальной зоне. В них прописан состав основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ земельных участков, а также указано, что можно строить на участках и при выполнении каких условий.

3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Самостоятельным порядком нужно выбрать из них тот, что более всего отвечает цели изменения ВРИ. Нужно учесть при этом, что в качестве выбирать в вид из состава вспомогательных ВРИ запрещено.

Когда планируемый вид соответствует одному из видов в перечне ВРИ, перечисленных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, к изменению ВРИ можно приступать обоснованно.

Наименование вида использования участка должно быть идентичным тому, что даётся в Классификаторе ВРИ (2019).

Особенности Классификатора ВРИ земельных участков

  • в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ
  • классификатор не различает:
    • ни категории земель
    • ни основные ВРИ ЗУ
    • ни вспомогательные ВРИ
    • ни условные виды разрешённого использования участков
  • не всегда название ВРИ ЗУ, указанное в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов по ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору

В Классификаторе можно найти самый подходящий вариант. Виды использования в нём описаны подробно. Они включают вспомогательные виды деятельности, для которых не требуется установление ВРИ:

  • вид «малоэтажное жилищное строительство» обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него
  • любому виду разрешённого использования присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него

Проблемные ситуации

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с разрешением на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Причина – отсутствие вида использования в Классификаторе.

Даже в условиях действующих:

  • федерального закона о КФХ (статья 11)
  • Земельного кодекса РФ (пункт 2 статьи 40)
  • Градостроительного кодекса РФ (статья 51)

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12454.htm

Изменение назначения земельного участка. Пошаговая инструкция

Смена ври земельного участка

Земельные участки, принадлежащие гражданам, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с категорией земли и видом разрешённого использования (ВРИ) участка, в противном случае возможны штрафные санкции и изъятие земли. Изменение вида землепользования происходит путём обращения в местную администрацию.

Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков

Вид разрешенного землепользования – это перечень видов деятельности, которые можно осуществлять на участке в соответствии с его категорией земли. Каждой категории земли соответствуют несколько видов разрешенного пользования, полный перечень которых приведён в Приказе Минэкономразвития № 540.

Смена ВРИ участка происходит без изменения категории земли и регулируется следующими законами:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Градостроительным кодексом РФ.

Ст. 39 Градостроительного кодекса определяет правила изменения ВРИ участка, расположенного на территории населённых пунктов, а порядок изменения вида землепользования сельскохозяйственных участков определяется законами субъектов федерации и муниципалитетов.

Землепользователи изменяют ВРИ в следующих случаях:

  • При получении разрешения на строительство;
  • При необходимости сменить вид деятельности на участке;
  • При сдаче земли в аренду.

На участках, предназначенных для огородничества или полевого подсобного хозяйства, нельзя строить капитальные жилые дома, а смена ВРИ для таких земель поможет получить разрешение на их застройку.

Владельцы сельскохозяйственных участков также должны менять вид разрешённого землепользования в зависимости от планируемой деятельности или нужд арендатора.

Как изменить вид разрешенного пользования?

Изменить ВРИ земельного участка может специальная комиссия, формируемая при местном органе исполнительной власти, в ведении которой находится данный участок. Комиссия рассматривает вопрос на основании заявления и принимает решение:

  • По итогам публичных слушаний;
  • Без слушаний.

Публичные слушания назначаются при наличии заинтересованных сторон в виде соседних землепользователей, законные интересы которых могут быть затронуты при смене вида разрешенного землепользования участка заявителя.

Принятие решений без публичных слушаний производится только при отсутствии среди соседних землепользователей частных лиц, когда меняется ВРИ участка на территории государственных земель.

Подавать заявление местным властям могут следующие категории землепользователей:

  • Собственники;
  • Арендаторы;
  • Обладатели права бессрочного пользования или наследуемого владения.

Если заявление об изменении ВРИ подано арендатором, ему необходимо согласие собственника в письменном виде.

Необходимые документы

Для изменения ВРИ земельного участка понадобятся следующие документы:

  • Заявление в местный орган исполнительной власти;
  • Кадастровый документ;
  • Ситуационный план участка;
  • Выписка об обладателе прав собственности;
  • Согласие собственника (для арендаторов);
  • Копия паспорта.

Если землепользователь подаёт заявление через представителя, то потребуется нотариальная доверенность. Выписку о собственнике можно заказать в отделе Росреестра или МФЦ. Ситуационный план предоставляется в земельном комитете местной администрации бесплатно или изготавливается в геодезических фирмах на коммерческой основе.

Юридическим лицам нужно подготовить дополнительно:

  • Выписку из ЕГРЮЛ;
  • Документ о регистрации;
  • ИНН.

Если земля арендуется у муниципального собственника, то оформления отдельного согласия не требуется, оно будет получено в процессе рассмотрения заявления.

Порядок процедуры

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Заявление на внесение изменений;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

При несогласии заявителя с решением комиссии, он может оспорить данное решение в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Возможные затраты

Оформление смены вида землепользования участка может включать следующие расходы:

  • Госпошлина – 350 рублей;
  • Заказ кадастровой выписки в МФЦ – 300 рублей;
  • Изготовление ситуационного плана – 1500-3000 рублей;
  • Организация публичных слушаний – 3000-10000 рублей.

Все расходы, связанные с проведением слушаний, должен покрывать землепользователь, подавший заявление о смене ВРИ (п. 10 ст. 39 ГрК РФ). Оплатить необходимо рассылку уведомлений, регистрацию участников слушания и аренду места их проведения. В зависимости от количества участников и региона проведения мероприятия величина затрат может сильно меняться.

Заключение

Смена вида разрешенного землепользования происходит по итогам публичных слушаний на основании анализа возможных последствий такой смены экспертами. Смена деятельности на участке без официального измерения ВРИ может привести к штрафам и изъятию земельного участка у нарушителя, а грамотная аргументация землепользователя повышает вероятность положительного решения комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/kak-smenit-vid.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.