Смена налогового резидентства физического лица

Содержание

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Смена налогового резидентства физического лица

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

То есть:

Раньше и сейчасВ скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом183 дня в календарном году90 дней в календарном году
Если дней меньшеНалоговую однозначно не интересует общемировой доходНалоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» – недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру – переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

СтранаКол-во дней в годуКакие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия6 месяцевПреимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения183Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь183Гражданство; вид на жительство
БельгияЭкономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария183Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия183Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания->Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия183Гражданство; ПМЖ
ГерманияДоступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция183Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания6 месяцевПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия182 (или 60, если за 4 года – более 365)Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания183***Экономические связи
Италия183Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан183Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр60ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай183Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург6 месяцевПреимущественное пребывание
Нидерланды1 год (только для экспатов)ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша183Экономические связи
Португалия183Преимущественное пребывание
США183****Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция183Место жительства семьи и экономические связи
Чехия183ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* – на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** – греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** – срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** – в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное – многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/09/uvazhaemyj_nalogoplatelschik_teper_vy__nalogovyj_rezident_perspektiva_izmeneniya_kriteriev_priznaniy

Налоговый резидент в РФ в 2021 году: кто такой и что означает

Смена налогового резидентства физического лица

Статус налогового резидента – критерий, определяющий принадлежность субъекта налогообложения к экономической системе определенного государства. Статус обуславливает права и обязанности налогоплательщиков, а также предупреждает возникновение случаев двойного налогообложения.

Общая характеристика понятия

Налоговый резидент Российской Федерации – физическое, либо юридическое лицо, подлежащее налогообложению в пределах РФ на основании установленных законом признаков.

Согласно положениям Налогового кодекса, резидентство РФ присваивается:

  1. Физ. лицам, находящимся в пределах РФ не менее полугода (суммарно 183 дня в течение 1 года);
  2. Юр. лицам, относящимся к налоговой системе РФ по установленным признакам.

Условия признания физ. лиц

Согласно законодательству РФ, условие признания физ. лица налоговым резидентом РФ – проживание на территории РФ в течение вышеозначенного срока. Гражданам РФ рассматриваемый статус присваивается автоматически (если не доказано обратное).

Иностранцы же (как граждане, так и апатриды) по умолчанию считаются нерезидентами – но лишь при условии отсутствия доказательств соответствия вышеозначенному критерию. Наличие ВНЖ не считается достаточным основанием для присвоения статуса.

Вышеозначенный срок пребывания не обязательно должен быть непрерывным. Однако данный срок не должен прерываться выездами за рубеж с целями обучения и/или лечения, либо работы на добыче нефтепродуктов, на морских месторождениях.Следующие ситуации не являются поводами для перевода физ.

лица в категорию нерезидентов:

  • Отсутствие в России в связи с исполнением трудовых контрактных обязательств;
  • Несение воинской, либо государственной гражданской службы за рубежом;
  • Иные обстоятельства, установленные требованиями действующих международных договоров, определяющих порядок присвоения и аннулирования рассматриваемого статуса.

Условия признания юрлиц

Основной критерий признания юрлица резидентом РФ – принадлежность к российской налоговой системе, т.е. состояние юрлица на учете в ФНС РФ, а также своевременное исполнение своих налоговых обязательств.

Принадлежность же юрлица к означенной системе обуславливается территориальным принципом, т.е. местами:

  1. Регистрации организации;
  2. Расположения управляющего органа (например, центрального офиса);
  3. Осуществления целевой деятельности.

Т.о.

, налоговыми резидентами РФ являются:

  • Все организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • Иностранные организации, фактически управляемые из РФ;
  • Организации, зарегистрированные вне РФ, но считающиеся налоговыми резидентами РФ на основании требований международных договоров.

Правовое регулирование

Среди НПА, регламентирующих налоговое резидентство РФ (условия присвоения и отзыва, права и обязанности физ- и юрлиц, относящихся к данной категории) выделяются:

Отличия статусов резидентов и нерезидентов РФ

Ключевые различия данных статусов заключаются в:

  • Размерах ставок налогов на доход и прибыль (для физ- и юрлиц соответственно);
  • Перечне объектов налогообложения;
  • Порядке определения налоговой базы;
  • Возможности предоставления налоговых вычетов;
  • Порядке исчисления налога на доход или прибыль.

Размеры ставок

Для резидентов (физ- и юрлиц) ставка ограничена значениями в 13 и 20 % соответственно. Для нерезидентов обеих означенных категорий значение ставки составляет 30 %. Однако в отдельных случаях для нерезидентов размер ставки может снизиться.

Условиями для этого являются:

  1. Принадлежность к определенной категории налогоплательщиков, среди которых: члены экипажей морских судов, переселенцы, беженцы, работники по трудовому патенту, обладатели статуса ВКС, граждане ЕАЭС.

    Значение НДФЛ для означенных лиц составляет 13 %;

  2. Осуществление инвестиционной деятельности. Налоговая ставка на доход, полученный в результате вложения средств в российские организации, может быть понижена до 15 %.

Объекты налогообложения

Резиденты обязаны декларировать и уплачивать налоги на все доходы, в т.ч. поступившие из-за границы. Объект налогообложения для нерезидентов – только доходы, полученные в РФ.

Налоговая база

Для резидентов налоговая база исчисляется нарастающим итогом с последовательным ежемесячным начислением по всем полученным доходам. Для нерезидентов – определяется лишь суммой доходов, полученных за прошедший месяц.

Предоставление вычетов

Резидентам, при условии наличия на то законодательно установленных оснований, может быть предоставлен определенный налоговый вычет. Для нерезидентов данная возможность отсутствует.

Порядок исчисления

Для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала календарного года, с нарастанием общего итога по результатам каждого прошедшего месяца. Для нерезидентов данная сумма рассчитывается по каждой отдельной сумме полученного дохода.

Варианты подтверждения статуса

Согласно тексту вышеупомянутого Приказа ФНС, статус налогового резидента РФ подтверждается соответствующим документом (форма КНД 1120008), выдаваемым уполномоченным подразделением ФНС по запросу налогоплательщика.

Форма КНД 1120008

Скачать форму КНД 1120008.

Данный документ охватывает годичный налоговый период, либо предшествовавший обращению заявителя, либо – текущий календарный год. В последнем случае подавать запрос на выдачу подтверждения следует не ранее, чем 03.07 текущего года.Т.о.

, согласно вышеозначенному Приказу, процедура получения подтверждения включает следующие этапы:

  1. Составление заявления на предоставление подтверждения налогового статуса просителя (будь то физ- или юрлицо);
  2. Направление означенного заявления налогоплательщиком, либо его законным представителем в адрес уполномоченного органа;
  3. Получение заявителем подтверждения наличия (либо справки об отсутствии) статуса по итогам рассмотрения уполномоченным органом полученного запроса.

Предельный срок рассмотрения подобных заявлений – 40 календарных дней с момента получения в ФНС. Подтверждение выдается по каждому задекларированному источнику дохода и/или объекту имущества. Форма подтверждения – бумажный, либо электронный документ.

Подтверждение (либо справка об отсутствии) рассматриваемого статуса направляется заявителю по почте или через интернет. Желаемый способ доставки указывается в заявлении.

Варианты подтверждения

Первый возможный вариант получения рассматриваемого подтверждения – подача прошения (форма 1111048) в адрес территориального отделения ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Если подтверждение требуется за текущий год, заявителю достаточно подать лишь прошение – лично, либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Форма 1111048

Скачать бланк заявления.

Бланк заполняется от руки печатными буквами, сведения приводятся в соответствии с экономическим статусом налогоплательщика (ИП, физ- или юрлицо) и подтверждающими это документами.

Если действие подтверждения должно охватывать период ранее трех лет, предшествовавших текущему (на момент подачи) году, то заявление также должно укомплектовываться иными документами (точный перечень зависит от конкретной ситуации, требующей наличия формы КНД 1120008):

  • Для юрлиц и ИП: банковские выписки и погашенные платежные поручения, копии налоговых деклараций, мемориальные ордера, регистры налогового учета, либо иные документы (в т.ч. устанавливающие необходимость получения рассматриваемого подтверждения);
  • Для физ. лиц: копии деклараций (по форме 3-НДФЛ) с отметками ФНС, либо иных документов, подтверждающих факты уплаты налогов по иным финансовым операциям, осуществленным за учетный период.

Второй возможный вариант – направление запроса через интернет. С начала 2019 года налогоплательщик может запросить подтверждение собственного налогового статуса онлайн – через сайт service.nalog.ru.

  1. Зарегистрироваться на данном сайте (можно создать новую учетную запись, использовать уже имеющиеся аккаунты сайтов ФНС или Госуслуги, либо электронную подпись) и заполнить профиль пользователя;
  2. Заполнить электронную форму предоставления подтверждения, аналогичную означенной выше (в данном случае отправка каких-либо дополнительных документов заявителем не требуется);
  3. Зарегистрировать и отправить запрос.

Заявитель может отслеживать статус обработки запроса. Результат может быть направлен заявителю как в электронном виде (документ в формате PDF), так и на бумажном носителе. Общий порядок рассмотрения запроса и направления заявителю подтверждения полностью аналогичен вышеозначенному.

Пример изменения условий налогообложения после изменения статуса

  • Оклад сотрудника – 20 тыс. руб.;
  • С 01.01 по 31.07 отчетного года сотрудник не являлся налоговым резидентом (следовательно, ставка НДФЛ за данный период – 30 %):
  • С 01.08 сотрудник получил статус резидента (что означает снижение ставки до 13 %).

Т.о., за семимесячный период суммарный доход сотрудника – 140 тыс. руб. При этом суммарный налог с его дохода – 42 тыс. руб.

(140 × 30 %).

После получения сотрудником статуса резидента налог, вычтенный работодателем за означенный семимесячный период, подлежит пересчету (поскольку для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала года и с нарастанием общего итога).

По новой ставке суммарный размер налога составит 18,2 тыс. руб. (140 × 13 %). Следовательно, налоговая переплата за означенный период составляет 23,8 тыс. руб. (42 – 18,2).

Часть компенсации переплаты может быть перечислена работодателем в счет уплаты последующих налоговых платежей за оставшиеся 5 месяцев (с 01.08 по 31.12, при этом сумма налога – 13 тыс. руб.). Остаток же по переплате составит 10,8 тыс. руб. (23,8 – 13), получить которые сотрудник сможет обратившись в территориальное отделение ФНС с соответствующими подтверждающими документами.

Наличие, равно как и отсутствие статуса налогового резидента РФ имеет для налогоплательщика как положительные, так и отрицательные стороны. Однако состояние в данном статусе поможет избежать многих нежелательных ситуаций, связанных с уплатой налогов на доход.

Источник: https://MigrantVisa.ru/russia/migraciya/nalogovyj-rezident/

Налоговое резидентство физлиц — Audit-it.ru

Смена налогового резидентства физического лица

Реваз Читая, юрист “Бейкер Тилли”

Не так давно Минфин России опубликовал Основные направления налоговой политики на 2020 – 2022 гг.[1] Направлениями среди прочего предусмотрено существенное изменение подхода к определению налогового резидентства физических лиц в РФ, а именно:

  • сокращение со 183 дней до 90 дней периода нахождения на территории РФ, влекущего приобретение статуса налогового резидента РФ,
  • введение критерия центра жизненных интересов.

Как только стало известно о возможных изменениях, в некоторых кругах сформировалось (и было выражено) настороженное (негативное) отношение к такой инициативе. Впоследствии Министр финансов РФ А.Г.

Силуанов заявил[2] о возможном введении 90 дневного срока (в целях налогового резидентства РФ) на добровольной (инициативной) необязательной основе и о необходимости доисследовать целесообразность введения критерия центра жизненных интересов.

И все же хотелось бы попробовать разобраться, а плох ли был план Минфина?

1. Критерии налогового резидентства

Прежде чем рассуждать о критериях, определяющих институт налогового права, необходимо сформулировать определение (понятие) такого института.

Именно понятие налогового резидентства физических лиц должно определять, каким образом это состояние (статус) можно установить (какие критерии необходимы).

Иной подход не может иметь содержательного и логического основания, так как критерии будут определять понятие (или понятие вообще не будет сформулировано).

По нашему мнению, понятие налогового резидентства можно сформулировать как связь лица и государства, выражающаяся в преимущественном использовании лицом или наличии преимущественной заинтересованности (со стороны лица) использовать публичные блага конкретного государства (например, дороги, защита права собственности, охрана правопорядка и пр.

) и несении соответствующим государством некоторых расходов для поддержания существования таких благ, в силу которой первое финансирует деятельность последнего посредством осуществления общеобязательных и безвозмездных платежей (уплаты налога)[3].

Указанная связь определяется на основании критериев, закрепленных в налоговом законодательстве соответствующего государства.

Единого подхода к критериям налогового резидентства нет, но можно выделить следующие наиболее распространенные:

  • место преимущественного пребывания (Россия, Грузия[4]),
  • домициль / наличие постоянного жилища (Франция[5]),
  • центр жизненных интересов (Испания[6]),
  • гражданство (США).

Следует пояснить, что, например, Франция и Испания определяют статус налогового резидентства путем последовательного применения нескольких критериев (во Франции – домициль, место пребывания, осуществление профессиональной деятельности, центр экономических интересов; в Испании – место пребывания, центр жизненных интересов). В Грузии предусмотрен заявительный порядок самопризнания налогового резидентства. В США помимо критерия гражданства (резидентства) также предусмотрено правило 183 дней.

Аналогично правилам приобретения налогового резидентства существуют и правила его утраты. В то время как в РФ «выход» из налогового резидентства достаточно прост, так как действует правило 183 дней за 12 месяцев, в некоторых государствах ситуация обстоит иначе.

К примеру, в США если лицо (не являющееся гражданином США или не обладающее резидентством) провело в течение календарного года на территории страны 31 день и более (но менее 183 дней), то такое лицо может быть признано налоговым резидентом США, если совокупное количество дней, проведенных в течение последних 3 лет составляет 183 дня.

Учитывается количество дней, проведенных в текущем году, количество дней, проведенных в предыдущем году, умноженное на коэффициент 1/3, и количество дней, проведенных в позапрошлом году, умноженное на коэффициент 1/6.

Иными словами, США считают, что определенная ранее связь между государством и лицом может сохраняться и в периодах, в которых лицо проводит менее 183 дней в стране, при соблюдении определенных условий.

В испанском законодательстве установлена норма, согласно которой испанские граждане, заявляющие о смене налогового резидентства с испанского на резидентство иностранного государства, признаваемого оффшорной юрисдикцией[7]; не утрачивают испанское налоговое резидентство в течение года совершения соответствующего заявления и четырех следующих лет. Думается, что данная норма соответствует общемировой практике борьбы с международным неналогообложением доходов и капиталов (в духе преамбулы к MLI[8]).

2. Центр жизненных интересов

Если обратиться к тексту НК РФ, то мы обнаружим фундаментальное положение об экономическом основании налогообложения и о недопустимости произвольного налогообложения (п.3 ст.3 НК РФ).

Данная норма-принцип должна регулировать все аспекты налогообложения, в том числе правила налогового резидентства.

В отношении физических лиц налоговое резидентство определяется через критерий, закрепленный статьей 207 НК РФ, и заключается исключительно в 183 дневном нахождении на территории РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

Экономическое основание такого подхода может быть объяснено тем, что 183 дня являются большей частью календарного года.

Следовательно, государство считает (если считает), что наибольшие интересы лица, наибольшее потребление публичных благ расположены в РФ.

Но может ли быть признано экономически обоснованным и справедливым, что статус лиц, находящихся в РФ 182 дня и 183 дня (за 12 месяцев), различен? На что обратить внимание, чтобы обнаружить экономическое основание (где оно скрыто)?

Можно смоделировать множество ситуаций, в которых РФ: (1) будет местом преимущественного пребывания конкретного лица, но длительность пребывания будет менее 183 дней; (2) не будет местом преимущественного пребывания лица, но лицо будет ежегодно проводить длительный (существенный) период времени в РФ; (3) не будет местом пребывания лица, но будет местом получения доходов, жизни семьи; (4) будет местом пребывания более 183 дней, но пребывание будет носить исключительно туристический характер; (5) и другие варианты. Во всех таких ситуациях резидентом в целях НК РФ будет признаваться только то лицо, которое проводит в РФ более 183 дней (в течение 12 месяцев). Для 183-дневного критерия особенности жизни лица значения не имеют. Такое состояние, с нашей точки зрения, нельзя признать соответствующим принципу экономического основания налогообложения[9].

По нашему мнению, особенности (детали) жизнедеятельности лица не могут игнорироваться при определении налогового резидентства. Именно они определяют государство, которое в большой степени (не в абсолютном выражении) обеспечивает (финансирует) соблюдение условий жизни лица.

При этом под условиями необходимо понимать не только возможность находиться в безопасности и жить комфортно в определенном месте, но и многочисленные иные активности (интересы) лица.

Критерием, который, с нашей точки зрения, может обеспечить должное определение налогового резидентства в условиях современного мира (когда гражданин одного государства может жить (строить карьеру, обустраивать быт и пр.

) на территории другого государства или даже нескольких государств) является центр жизненных интересов, введение которого и предлагал Минфин России.

Российскому национальному налоговому праву категория центра жизненных интересов знакома поверхностно. Глубокого анализа данной категории не проводилось. В то же время рассматриваемый критерий уже действует в международном российском налоговом праве (и не только в российском). И даже применялся Арбитражным судом г.

Москвы в спорной ситуации (в деле № А40-22306/05 – ООО «Торговый Дом Манхэттен-М»).

Большинство международных договоров об избежании двойного налогообложения (если не все) содержат правила определения резидентства лица (в случае двойного резидентства согласно национальным законодательствам), среди которых назван центр жизненных интересов.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/1004346.html

Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства

Смена налогового резидентства физического лица

Предыстория и оценка критерия «90 дней пребывания в РФ»

В 2015 году ФНС России уже пыталась изменить критерии налогового резидентства граждан. Тогда инициатива не получила развития. В связи с глобальным трендом на деофшоризацию в ближайшее время могут быть введены более строгие критерии по определению налогового резидентства и последующего его налогообложения. 

Сегодня физическому лицу достаточно находиться за пределами РФ более 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев, чтобы не быть налоговым резидентом РФ (согласно п. 2 ст.

207 НК РФ) и не отчитываться о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК), указанных в ст. 25.13 НК РФ.

Таким образом, некоторые налогоплательщики минимизируют свои обязательства по КИК перед Федеральной налоговой службой (ФНС). 

Новая инициатива по признанию физлица налоговым резидентом РФ подразумевает уменьшение количества дней пребывания в России до 90 и введение нового критерия – «центр жизненных интересов». Это затронет не только вопросы НДФЛ физлица, но и его зарубежные активы.

Иностранные юридические лица, которыми владеет это физическое лицо, будут автоматически признаны КИК, и, следовательно, увеличится совокупная административная и фискальная нагрузка.

Именно поэтому вопросы налогового резидентства необходимо рассматривать в контексте международных норм и законодательства о КИК. 

Предыстория и оценка критерия «центр жизненных интересов»

Сама возможность определить резидентство с помощью критерия «центр жизненных интересов» указана в Постановлении Правительства РФ от 24.02.

2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), но не содержится в НК РФ.

Сейчас критерий «центр жизненных интересов» используется для признания налоговым резидентом в тех случаях, когда физлицо соответствует условиям налогового резидентства в двух государствах одновременно (т. е. имеет место жительства и проживает примерно равное количество дней в обеих странах).

Такие принципы определения налогового резидентства применяются в Италии, Румынии, Франции, Англии, Китае и других странах. В этих юрисдикциях для определения данного критерия особенно важны семейные и социальные отношения физлица, его профессиональная, культурная или иная деятельность, место самой предпринимательской деятельности, а также место, откуда ею управляют.

Очевидно, что семья как центр жизненных интересов физлица может легко поменять территорию пребывания, – в зависимости от комфорта проживания и налогообложения в стране. А вот основной источник доходов чаще всего не обладает такой мобильностью.

С точки зрения наиболее эффективного налогообложения фундаментальным фактором становится именно страна происхождения доходов – место, где осуществляется основная предпринимательская деятельность.

Поэтому юрисдикция этого центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства бенефициара. 

«Хитрить» при выборе удобного с точки зрения налогообложения центра жизненных интересов, игнорируя при этом законы государства, в котором находится основной источник доходов, может быть крайне рискованно.

Согласно данным ОЭСР, на 1 июня 2019 года в рамках автоматического обмена налоговой информацией (CRS) банки более 90 стран передали фискальным органам данные о 47 млн счетов физических лиц с 4,9 трлн евро и всю имеющуюся информацию об источниках происхождения денежных средств.

А в случае непредоставления налоговой службе физическим лицом информации о своих зарубежных счетах контролирующие органы без труда смогут получить данные сведения самостоятельно, взаимодействуя с коллегами из других государств. 

Последствия правил «90 дней» и «центра жизненных интересов»

Предположим, что физическое лицо – фактический получатель дохода (ФПД) – является налоговым резидентом Кипра и проживает там более 183 дней в году. Сейчас он создает кипрскую компанию с реальным экономическим присутствием, которая владеет в России прибыльным дочерним обществом.

При этом управление российской компанией и контроль за ней осуществляются строго через кипрскую компанию с соблюдением корпоративной иерархии, положений и преференций СОИДН. Тем не менее специфика этого бизнеса требует личного присутствия в России от трех до пяти месяцев в году.

По действующему законодательству указанное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ и, следовательно:

  • не обязано декларировать КИК и отчитываться по ней в РФ; 
  • может распределять дивиденды из России, применяя ставку 5% вместо 13%;
  • для него практически отсутствуют опции нарушения валютного законодательства. 

Так, по обозначенным операциям риски признания резидентом РФ и инкриминирования необоснованной налоговой выгоды минимальны при условии, что соблюдены все требования текущего законодательства. 

Однако в случае вступления в силу новых критериев в рассматриваемом примере у владельца бизнеса возникает риск признания его налоговым резидентом РФ. При реализации такого риска его зарубежная компания соответствует подп. 2 п. 1 ст. 25.

13 НК РФ и управляется резидентом РФ, и ему следует применить ставку налогообложения 13% в отношении распределения дивидендов (вместо 5% в рамках СОИДН), задекларировать КИК и проверить все зарубежные транзакции на предмет соответствия валютному законодательству РФ. 

Дополнительно к возросшей фискальной нагрузке в случае правонарушений возникнут штрафные санкции и риски доначисления: 

  • от 20% до 40% от полученной необоснованной налоговой выгоды (согласно ст. 122 НК РФ); 
  • от 75% до 100% от суммы транзакций за валютные правонарушения согласно ст. 15.25 КоАП РФ; 
  • если у КИК были сделки с российскими организациями, возникнет риск доначисления НДС.

Теперь рассмотрим эту историю в цифрах. Например, сейчас российская дочерняя компания при перечислении 100 млн рублей дивидендов в пользу материнской компании на Кипр, владелец которой бывает в России около 100 дней в году, заплатит налог в размере 5 млн рублей. А в случае принятия новых правил налоговые издержки по такой операции составят 13 млн рублей.

Кроме того, собственнику необходимо будет отчитываться обо всех зарубежных компаниях (КИК) и транзакциях перед ФНС России.

Также возможен штраф до 100% от суммы операций, совершенных, например, не через уполномоченный банк при дальнейшем движении денежных средств из Кипра в другую страну, и другие вариации фискальных последствий – в зависимости от конкретных обстоятельств.

https://www.youtube.com/watch?v=UYykAAF2Lt0

В итоге даже прозрачная на сегодняшний день структура и модель ведения бизнеса нерезидентом на территории России после нововведений становится рискованной и противоправной.

Таким образом, небольшие изменения критериев признания физического лица налоговым резидентом могут в несколько раз увеличить фискальную нагрузку на всю корпоративную структуру с иностранным элементом, а не только на персональный доход этого лица.  

Если основное внимание будет уделено именно «источнику доходов», то грядущая новелла российского налогового права о «центре жизненных интересов» может быть весьма эффективной для достижения основных целей – предотвращения оттока капитала и полного налогообложения доходов у источника выплат, полученных в России. Судебная практика, в свою очередь, в рамках концепции фактического получателя доходов может приобрести новое развитие.

В целом данная норма четко разделит владельцев российских активов на отечественных и иностранных бенефициаров, которые очень редко бывают в России. 

Если бизнес требует регулярного личного присутствия бенефициара на территории РФ и он не планирует инвестировать за рубеж, то будет целесообразным признать себя резидентом РФ и соблюдать требования российского законодательства в полной мере, а также распределять дивиденды по полной ставке НК РФ, тем самым минимизируя риски фискальных санкций.

Если же фактический получатель дохода преследует цель выхода на международный рынок с проживанием за пределами РФ, а российский бизнес способен эффективно существовать и не нуждается в его постоянном присутствии, то полный переезд в другую комфортную юрисдикцию становится эффективным и низкорискованным решением с точки зрения налогообложения.

Владельцам бизнеса для исключения фискальной или даже уголовной ответственности за свои действия, совершенные чаще всего по неосторожности, необходимо своевременно понять персональные цели и цели компании в долгосрочной перспективе и реорганизовывать корпоративную структуру в соответствии с ними.

Источник: https://consul.group/ru/news/arifmetika_posledstviy_uzhestocheniya_politiki_nalogovogo_rezidentstva

Кто такой «налоговый резидент» и каковы преимущества смены этого статуса

Смена налогового резидентства физического лица

Для начала разберемся, что означает это понятие. Налоговое резидентство обозначает принадлежность физического или юридического лица к налоговой системе определенной страны. По умолчанию человек считается налоговым резидентом своего родного государства.

Существует множество причин, по которым успешные предприниматели решают сменить свое налоговое резидентство. В статье будет рассмотрена возможность изменения этого статуса, связанная с международными программами привлечения инвестиционных средств и получения визы инвестора.

Нельзя путать понятия «налоговый резидент» и «гражданин». Даже если человек получает второе гражданство, это не означает, что он автоматически становится налоговым резидентом данного государства и должен платить налоги в две казны.

Что происходит при переносе налогового резидентства из одного государства в другое? Во-первых, в разных странах различаются правила и критерии смены физическими лицами этого статуса. Для изменения налогового резидентства могут устанавливаться следующие требования:

  • нахождение в стране суммарно 183 дня в году, то есть более полугода;
  • наличие экономических и личных интересов;
  • наличие жилой недвижимости (этот критерий действует в Австрии и Германии);
  • наличие паспорта государства (это требование действует в США) и другие.

Налоговый резидент обязан выплачивать налоги со своего дохода, полученного в стране резидентства и за ее пределами.

К таковым относится прибыль в форме дивидендов от компании, аренды недвижимого имущества, заработной планы, гонорара и так далее. Налоговая нагрузка в разных государствах сильно отличается.

Например, есть страны, в которых ставка налога на доход составляет 0 % (ОАЭ). А есть и такие, где она достигает 45 % (Великобритания, Франция и другие).

Подробнее о критериях определения налогового резидентства

https://www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

Как уже было сказано, изначально каждый человек считается налоговым резидентом своего родного государства. Однако сегодня мы можем свободно находиться за рубежом дольше, чем на родине. При этом налоговый статус определяется различными критериями.

Зачастую основным показателем для получения такого статуса выступает пребывание на территории государства более 183 календарных дней. Сюда включают отпуск, командировку и так далее.

Еще одним показателем, определяющим налоговое резидентство, считается наличие недвижимого имущества в стране. Возможна его долгосрочная аренда или покупка. Это правило применяется в некоторых европейских странах, а именно в Австрии, Германии и Нидерландах.

Следующим критерием получения налогового резидентства является личный интерес. Сюда можно отнести наличие бизнеса или проживание в стране семьи. Такое правило применяется, например, во Франции, Италии и Бельгии. Если в государстве проживают супруг, дети или другие члены семьи, физическое лицо считается резидентом даже в случае пребывания на его территории всего пару дней в году.

Не всегда удается конкретно определить место интересов лица. В таком случае налоговое резидентство зависит от места жительства (ПМЖ). Если человек не находится достаточное время на территории государства, в котором у него оформлено ПМЖ, этот статус определяется гражданством.

Например, наличие гражданства США однозначно определяет налоговое резидентство данной страны. При этом неважно, где и сколько времени пребывает лицо. Это означает, что человек может проживать и работать в другом государстве, а налоги ему все равно придется платить в бюджет США.

Разумеется, наличие собственного бизнеса на территории страны также считается значимым фактором получения резидентства. Это правило применяется, например, в Великобритании. В таком случае организация должна быть зарегистрирована на территории страны. Также возможно нахождение центрального офиса и осуществление управления из Великобритании.

Стоит отметить, что смена резидентства через оформление визы инвестора является полностью легальной процедурой. Далее рассмотрим, какие существуют конкретные опции и что доступно физлицам.

Причины для изменения налогового резидентства

Наверное, главным фактором, влияющим на решение об изменении налогового резидентства, выступает размер налоговой нагрузки. Как уже упоминалось выше, ставка налога на доходы лиц в разных государствах может отличаться в разы. Кроме того, некоторая прибыль может вовсе не облагаться. Например, в ОАЭ нет налога на доходы физических лиц, наследство и дарение.

Сменив резидентство, человек получает легальную возможность сэкономить на разнице налогов. Однако для этого необходимо обязательно учитывать ряд факторов — размеры ставок, условия пребывания на территории страны, резидентом которой Вы собираетесь стать.

Сотрудниками финансовых институтов ужесточаются требования к клиентам на фоне глобальной работы по созданию всеобщей системы налогового регулирования.

Она призвана помочь налоговым органам из разных государств эффективно обмениваться сведениями о резидентах и вести контроль с учетом того, что физлицо может свободно перемещаться и осуществлять свои дела в разных странах.

Желание ухода от такого контроля считается еще одной причиной смены налогового резидентства и оформления визы инвестора.

Напомним, что автоматический обмен финансовыми сведениями уже стартовал среди государств-участников этого международного договора. Это означает, что налоговая служба страны, резидентом которой является физлицо, может получить информацию о его счетах в банках других стран, если между ними заключено соответствующее соглашение.

Процедура смены налогового резидентства

Подробно рассмотрим один из критериев, влияющих на выбор налогового резидентства. Речь пойдет о том, насколько быстро и легко Вы сможете получить этот статус через решение оформления визы инвестора того или иного государства, а также о том, какие технические препятствия возникают на этом пути (сроки, процедуры).

Нередко решающим фактором выступает возможность оформления сертификата налогового резидента, а не только обилие различных инструментов и всевозможные фискальные преференции.

Для изменения налогового резидентства нужно получить резидентскую визу (ВНЖ) в выбранном государстве. Именно поэтому следует также рассматривать процесс оформления вида на жительство — чем он проще и быстрее, тем лучше.

Данный фактор будет важным в выборе налоговой юрисдикции.

Существуют варианты, когда вид на жительство через инвестиции можно оформить достаточно оперативно. Речь идет о специальных программах, предусматривающих получение иностранными инвесторами резидентской визы.

Есть ряд государств, где можно буквально в течение нескольких месяцев оформить вид на жительство, если вложить в их экономику конкретную сумму денег.

Например, в странах Карибского бассейна придется инвестировать порядка 400 тысяч долларов. В ЕС эта сумма будет составлять до 2 миллионов евро.

Однако есть и такие государства, в которых будет достаточно инвестировать и 10 тысяч долларов. Речь идет об ОАЭ.

Выбор налогового резидентства

Теперь перейдем к выбору оптимальной налоговой юрисдикции для получения вида на жительство через инвестирование с учетом налоговых ставок, стоимости и условий оформления ВНЖ, размера требуемых вложений для потенциального резидента.

Выбирая страну, стоит принять во внимание следующие составляющие:

  • имеющиеся программы и уровень сложности требований, выдвигаемых налоговыми юрисдикциями при выдаче визы инвестора;
  • общие расходы при изменении налогового резидентства (они могут существенно отличаться в зависимости от государства, составлять от 10 тысяч до 1 миллиона долларов и больше);
  • время, требуемое для прохождения процедуры;
  • необходимость пребывания в государстве более 180 дней.

Если учитывать все эти пункты, лидером становятся Объединенные Арабские Эмираты. Например, для получения вида на жительство через инвестирование в Лондоне придется проходить целый ряд различных проверок. В Дубае все намного проще. По стоимости ОАЭ также лидер.

Что касается временных затрат при получении вида на жительство, в Эмиратах вся процедура занимает чуть больше месяца. А вот в Греции, например, Вам потребуется порядка 3-4 месяцев.

Чтобы получить сертификат налогового резидентства в Великобритании, Греции, Испании и многих других странах, придется проживать на их территории минимум 183 дня в году. В случае с Объединенными Арабскими Эмиратами такого требования нет.

Налоговое резидентство через инвестирование в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты называют одной из лучших стран для получения налогового резидентства.

Они отличаются низкими налоговыми ставками, легкостью и быстротой оформления вида на жительство, минимальными требованиями к объему вложений.

Первый этап в получении налогового статуса и визы инвестора — оформление резидентской визы. Для этого нужно открыть организацию или купить недвижимое имущество в ОАЭ.

Единственным налогом на доходы, действующим в Дубае для резидентов, является налог на прибыль от аренды недвижимости. Он составляет всего 5%. Других налогов на прибыль нет. Сертификат налогового резидента ОАЭ выдается Министерством финансов страны частным лицам и компаниям сроком на 1 год. При этом его можно ежегодно продлевать.

Особенности получения налогового резидентства

Многие люди считают, что при наличии двойного гражданства нужно платить налоги обоим государствам. Однако здесь не все так однозначно. Если есть паспорт, это необязательно делает Вас налоговым резидентом страны. Например, в ЕС наличие двойного гражданства не говорит о двойном налоговом резидентстве. Ведь человек должен выполнить набор определенных действий.

Хотя многие государства и присоединились к ОЭСР, это пока еще не все страны мира.

Получение статуса налогового резидента через инвестирование связано скорее не с гражданством, а с фактическим пребыванием на территории государства. Ведь гражданин может практически не находиться в стране, не иметь собственности и не вести здесь дела. А вот правило 183 дней автоматически делает человека налоговым резидентом в странах Евросоюза.

Верным решением с точки зрения минимизации затрат будет получение налогового резидентства через инвестирование в той стране, где налоговые последствия минимальны, а физлицо вправе находиться на ее территории столько, сколько захочет. Например, вид на жительство в Дубае позволит получить требуемый статус без проблем и почувствовать на себе все плюсы нулевого налога на доходы.

Еще одним немаловажным преимуществом инвестирования в ОАЭ считается легкость и оперативность получения документов. Здесь все процедуры проводятся в разы быстрее, чем в странах Европы.

Свобода, стабильность, безопасность и минимальные налоги — вот то, что нужно любой организации для роста и процветания. И все это можно найти в Дубае. Благодаря многочисленным преимуществам Объединенных Арабских Эмиратов количество налоговых резидентов здесь постоянно растет — страна ежегодно привлекает тысячи предпринимателей со всего мира.

Источник: https://i-offshore.ru/baza-znaniy/stati/kto-takoy-nalogovyy-rezident-i-kakovy-preimuschestva-smeny-etogo-statusa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.