Служебный контракт понятие содержание

Понятие и особенности служебного контракта

Служебный контракт понятие содержание

Пахомова, Г. А. Понятие и особенности служебного контракта / Г. А. Пахомова, Э. Ю. Пахомов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34855/ (дата обращения: 13.01.2021).



Понятие и особенности служебного контракта

Пахомова Галина Анатольевна, старший инспектор

Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Кутский» (Иркутская обл.)

Пахомов Эдуард Юрьевич,заместитель начальника МЭКО № 8

Экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Иркутской области

В статье исследуется нормативное определение служебного контракта. Выделены основные признаки служебного контракта. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования понятия и правовой природы служебного контракта.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, признаки служебного контракта

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.

Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием [2, С. 67].

В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих.

В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е.

Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством [5, С. 67].

В связи с этим, важное значение приобретает исследование понятия «служебный контракт». Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих [1].

Можно выделить следующие признаки служебного контракта:

1) процедура заключения служебного контракта является обязательной как для представителя государственной службы как работодателя и гражданина, поступающего на государственную службу.

При этом, организационно-правовая сторона заключения служебного контракта возлагается на нанимателя, он же несет ответственность за соблюдение процедуры заключения служебного контракта и его соответствие закону;

2) служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который удостоверяет юридический факт поступления на гражданскую службу гражданина, отвечающего определенным требованиям, устанавливает определенный правовой статус государственного служащего, его полномочия, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;

3) служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Как отмечает Д. Б. Миннигулова, из данного правила есть два исключения.

Первый случай — принятие на гражданскую службу выпускника высшего учебного заведения, который в соответствии со специальным договором по окончании обучения обязан пройти гражданскую службу (пункт 3 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Срок прохождения гражданской службы в данном случае устанавливается соглашением сторон. В этом случае добровольность поступления на гражданскую службу определяется моментом добровольного заключения соглашения об обучении молодого специалиста.

Второй случай — перевод гражданского служащего на другую должность по служебной (производственной) необходимости, в частности для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (статья 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3, С. 240];

4) двойственная природа служебного контракта.

Не смотря на то, что служебный контракт носит властно-подчиненный характер, одновременно он является и разновидностью договорных отношений, так как стороны при заключении служебного контракта являются равноправными субъектами законодательства о гражданской службы. С другой стороны, немаловажную, определяющую роль так же играют императивы законодательства о гражданской службе;

5) посредством служебного контракта решается вопрос о преобразовании законодательных установлений о гражданской службе в «плоскость индивидуально-определенных правовых служебных прав и обязанностей (отношений)» [3, С. 240];

6) служебный контракт служит выражением конкретных прав и обязанностей гражданского служащего;

7) условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственного служащего по сравнению с действующим законодательством о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

8) служебный контракт регулирует не только исполнение обязанностей по конкретной должности государственной гражданской службы, но и другие немаловажные условия прохождения государственной службы.

Названные требования служебного контракта являются достаточно сложными как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, следует согласиться с мнением А. А.

Осина, который отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» [4, С. 68]. Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего.

При этом следует учитывать, что статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Статьей 349 Трудового кодекса предусматривается, что «на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Учитывая данные правовые нормы, Л. Ю. Бугров справедливо замечает, что указанные регламентации не представляют достаточных оснований к тому, чтобы не относить соответствующие служебные контракты к особому классу трудовых договоров.

Распространенные в отечественной юридической литературе обратные суждения специалистов надо рассматривать только в качестве их сугубо доктринального мнения с крайне спорной аргументацией [6, С.13]. Действительно, в России уже много лет ведется дискуссия об отраслевой (в праве) идентификации служебных контрактов.

Однако законодатель не делает определенных шагов в прояснении этой ситуации. В Республике Казахстан, например, этот вопрос нашел четкое законодательное решение.

Так, в статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан приводятся легальные дефиниции понятий «гражданская служба» и «гражданский служащий», а в главе 25 указаны особенности регулирования трудовых отношений гражданских служащих.

Независимо от поворота научных дискуссий в России и будущих решений законодателя, понятие и признаки служебного контракта как правового института и института гражданской службы нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 276-ФЗ) // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Бугров Л. Ю. Трудовое право и договоры (контракты) о труде (службе) в правоохранительных органах: опыт модификации в России и за рубежом // Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества». Т.2. Красноярск. 2011 С. 9–14.
  3. Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / И. Н. Гарячук; под ред. Л. П. Волковой. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 160 с.
  4. Миннигулова Д. Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта / Д. Б. Миннигулова // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. — № 1 (14). — С. 240–243.
  5. Осин А. А. , форма и особенности заключения служебного контракта / А. А. Осин // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 63–73.
  6. Чаннов С. Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 67–71.

Основные термины(генерируются автоматически): служебный контракт, Российская Федерация, гражданская служба, государственная гражданская служба, государственная служба, служащий, Казахстан, правовой статус, трудовое законодательство, Трудовой кодекс.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34855/

Служебный контракт: понятие, содержание

Служебный контракт понятие содержание

1. Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения граждан- ской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3.

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории “руководители”, а также должностей гражданской службы категории “помощники (советники)”;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.

7.

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7.

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Источник: https://students-library.com/library/read/67000-sluzebnyj-kontrakt-ponatie-soderzanie

Понятие служебного контракта, его содержание и форма | Студент-Сервис

Служебный контракт понятие содержание

В механизме правового регулирования трудовых отношений первостепенное место отводится трудовому договору, легальное определение понятия которого приведено в ст. 56 Трудового кодекса РФ.

Согласно данному определению трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату.

А работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Как юридический акт – основание возникновения трудового правоотношения – трудовой договор позволяет его сторонам (работнику и работодателю) достичь соглашения по условиям договора, т.е. по его содержанию, индивидуализировать и конкретизировать эти условия, определить права и обязанности сторон.

Закон о государственной гражданской службе не содержит понятия трудового договора. В отношении гражданских служащих Законом введено новое понятие – “служебный контракт.

В юридической литературе и в ряде нормативных правовых актов “контракт” чаще всего трактуется как особая разновидность трудового договора, отличающаяся своеобразием содержания, сторон контракта и его, как правило, срочным характером.

Контракт имеет целью учесть способности его субъекта (исполнителя), теснее увязать его трудовую деятельность с результатами работы (службы), повысить ответственность за свою работу (работу руководимого им коллектива).

Во исполнение Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. Министерство государственного имущества РФ Распоряжением от 16 февраля 2000 г. утвердило Примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия (Собрание законодательства РФ. 1999. N 39. Ст. 4626; Российская газета. 2000. 29 марта).

Статья 23 Закона о государственной гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Из данного определения служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы вытекает, что его сторонами являются представитель нанимателя (с одной стороны) и гражданин, поступающий на гражданскую службу, либо гражданский служащий (с другой стороны).

В силу данного Закона (ч. 2 ст. 23) представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы.

А также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами и соблюдать служебный распорядок государственного органа, в котором будет протекать их служебная деятельность.

Закон о государственной гражданской службе с достаточной полнотой регламентирует содержание и форму служебного контракта, сравнение которых с трудовым договором (ст. ст. 57, 67 Трудового кодекса РФ) приводит к выводу о том, что содержание и форма служебного контракта и трудового договора как юридических актов – оснований возникновения правоотношений – во многом схожи.

м служебного контракта являются его условия, которые следует подразделить на необходимые (или обязательные), по которым соглашение сторон должно быть достигнуто, и дополнительные, которые могут иметь место, если стороны их оговорят.

м служебного контракта являются все его условия в совокупности. Это содержание получило свое официальное закрепление в ст. 24 Закона о государственной гражданской службе. Часть 1 данной статьи Закона указывает на необходимость включения в служебный контракт прав и обязанностей сторон (в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23 этого Закона).

Часть 2 ст. 24 Закона охватывает данные сторон контракта: фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего, наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Часть 3 этой статьи воспроизводит необходимые (обязательные) условия, которые в Законе именуются как существенные условия. К ним относятся:

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности;
  • компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

К дополнительным условиям служебного контракта относятся те, без которых контракт может быть заключен. В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о гражданской службе в гражданском контракте могут предусматриваться следующие дополнительные условия:

  • испытание при поступлении на гражданскую службу;
  • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если дополнительным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты труда;
  • иные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Все условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как и трудовой договор (ст. 67 Трудового кодекса РФ), служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации (п. 8 ст.

24 Закона о государственной гражданской службе).

В трудовом праве все виды трудовых договоров по времени действия делятся на два вида (ст. 58 Трудового кодекса РФ): 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок, не более пяти лет, т.е. срочный трудовой договор.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, является наиболее распространенным. Срочные трудовые договоры имеют ограниченную сферу применения (ч. 2 ст. 58 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 25 Закона о государственной гражданской службе для замещения должностей гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.
Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен указанным Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

  • замещения отдельных должностей гражданской службы категории “руководители”, а также должностей гражданской службы категории “помощники (советники)”;
  • замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
  • замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • в иных случаях, предусмотренных указанным Законом (ч. 4 ст. 25) и другими федеральными законами.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Не допускается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет (предельный возраст пребывания на гражданской службе).

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

В качестве оснований возникновения трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в ст. 16 указывает на назначение на должность (или утверждение в должности), а также избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом поступающий на гражданскую службу гражданин при заключении служебного контракта обязан в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о государственной гражданской службе предъявить представителю нанимателя:

  • заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещение соответствующей должности гражданской службы;
  • собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
  • паспорт;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании;
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • другие документы, предусмотренные в ряде случаев федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ.

Как и трудовой договор (ст. 61 Трудового кодекса РФ), служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом (ч. 5 ст. 26 Закона).

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-sluzhebnogo-kontrakta-ego-soderzhanie-i-forma/

Понятие и стороны служебного контракта

Служебный контракт понятие содержание

Статья акутальна на: Январь 2021 г.

Служебный контракт определяется как соглашение между «представителем нанимателя» Это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ст.1) и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые либо при переходе гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданский служащий, замещающий соответствующую должность гражданской службы.

Служебный контракт должен подчиняться нормам Трудового кодекса РФ. Представитель нанимателя обязан предоставить гражданину, поступившему на гражданскую службу, возможность замещения определенной должности гражданской службы; обеспечить им прохождение гражданской службы; своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание и предоставлять им государственные социальные гарантии.

В свою очередь, гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В служебном контракте должны быть указаны сведения о гражданском служащем, поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наименование государственного органа (структурного подразделения), на службу в который поступает гражданский служащий.

Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность, также указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

Служебные контракты гражданских служащих различаются по следующим основаниям:

· по категориям должностей (для руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов);

· по срокам (срочный контракт и на неопределенный срок);

· по установлению для должности порядка оплаты труда.

К числу существенных условий служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

6) режим служебного времени и времени отдыха;

7) условия оплаты труда;

8) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

К числу дополнительных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:

1) условие об испытании при поступлении на гражданскую службу;

2) о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанных с ними условий оплаты его труда;

4) условие о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

С лицами, которые по характеру выполняемых должностных обязанностей будут иметь доступ к государственной тайне, служебный контракт заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако с письменного согласия гражданского служащего на него могут быть возложены обязанности, не обусловленные при заключении служебного контракта.

Контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью гражданского служащего и руководителя государственного органа.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы и собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы. К заявлению прилагаются следующие документы:

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

4) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;

5) документ об образовании;

6) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или служебным контрактом.

Вступление служебного контракта в силу означает, что с этого момента его стороны приобретают права и обязанности, вытекающие из служебного правоотношения.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, должностным регламентом, должностной инструкцией и иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей (под подпись).

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Понятие, содержание и форма служебного контракта

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В служебный контракт включаются права и обязанности сторон. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

1. Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

2. Дата начала исполнения должностных обязанностей.

3. Права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.

4. Виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования.

5. Права и обязанности представителя нанимателя.

6. Условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.

7. Режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа).

8. Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

9. Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1. Испытание при поступлении на гражданскую службу.

2. Неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации.

3. Обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в учреждении профессионального образования, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета.

4. Показатели результативности профессиональной служебной деятельности служащего и связанные с ними условия оплаты его труда.

5. Иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленными законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта. 1. Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон

2.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Источник: https://sportvoin.ru/kontrakt/ponjatie-i-storony-sluzhebnogo-kontrakta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.