Служебный контракт государственного гражданского служащего это

Служебный контракт на государственной гражданской службе: разновидность трудового или административного договора

Служебный контракт государственного гражданского служащего это

В статье анализируется проблема отграничения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации от трудового и административного договора. Автор делает вывод о том, что, служебный контракт следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Впервые в законодательстве о государственной службе было использовано понятие «служебный контракт» в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В соответствии с ним профессиональная служебная деятельность гражданских служащих осуществляется на основе служебного контракта.

Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов.

Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остается проблема отграничения служебного контракта от трудового и административного договора.

До принятия данного закона на государственной гражданской службе заключали трудовой договор, при том, что служебное законодательство было и есть частью административного права [2]. «Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации» (ч. 6 ст. 21).

Таким образом, применение трудового договора давало прочную основу для того, чтобы включать гражданскую службу в сферу действия трудового права, а служащих рассматривать в качестве особой категории наемных работников. Однако, как подчеркивает А.В.

Гусев, «уже тогда трудовой договор с государственным служащим имел ряд существенных особенностей: до его заключения в ряде случаев необходимо было проведение конкурса, в содержание должны были включаться некоторые особые условия, а расторжение производилось как по общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, так и по дополнительным основаниям, установленным законодательством о государственной службе» [3]. Поэтому служебный контракт (как мы увидим далее) имеет много общего как с трудовым, так и административным договором. Исходя из этого, нельзя сказать, что все дело ограничилось простым переименованием. Служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора. Существует ли принципиальная разница между понятиями «контракт» и «договор». Ряд исследователей достаточно подробно занимались сравнением этих понятий и пришли к конкретному выводу, с которым можно согласиться. Общее мнение сводится к тому, что контракт первоначально (еще в Древнем Риме) возник как особая разновидность договора, но в современном русском языке часто используется как синоним «договора». Тем не менее российские законодатели сегодня отказались от использования термина «договор» в государственно-служебных отношениях.

Вероятно, использование термина «контракт» в сфере гражданской службы обусловлено стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых. Кроме того, словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений власти-подчинения, то есть административно-правовую природу.

Несмотря на это некоторые ученые (в основном трудовики) данные контракты рассматривают как разновидность трудового договора [4, С. 46]. Ученые-административисты, высказывают противоположную точку зрения. Так, С.Е. Чаннов полагает, что по своим признакам контракт о прохождении государственной службы ближе не к трудовому, а к административному договору [5].

Если служебный контракт является специфической разновидностью трудового договора, к нему должны применяться (пусть и с определенными исключениями) общие правила заключения, изменения и расторжения таких договоров.

Признание же служебного контракта видом административного договора либо вообще особым соглашением требует в его регулировании применения специальных правовых приемов и методов.

Служебный контракт определяется частью 1 статьи 23 ФЗ № 79 как «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы».

Контракт с государственным гражданским служащим при всем сходстве с трудовым договором имеет и некоторые отличия от него.

Характерными чертами любого трудового договора, как известно, выступают следующие признаки: предметом трудового договора выступает соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции; трудовой договор выступает в качестве основания возникновения трудовых правоотношений; трудовой договор носит личный характер; условия трудового договора вырабатываются сторонами; автономия воли сторон трудового договора; формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; стороны трудового договора взаимно ответственны друг перед другом за его нарушения.

Не все из этих признаков применимы к контракту с государственным гражданским служащим. Он также носит личный характер, для него характерна определенная автономия воли сторон при формально-юридическом равенстве и наступлении ответственности за нарушение условий.

Отличия состоят в следующем: контрактом с государственным гражданским служащим определяется не трудовая функция, а должностные обязанности служащего; контракт о прохождении государственной гражданской службы не является основанием возникновения государственно-служебных отношений. Таким основанием является акт о назначении служащего на должность, сам же контракт имеет второстепенное значение.

На определенных этапах государственно-служебные отношения могут существовать и не будучи урегулированными контрактом; условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке.

Стороны могут определить в контракте отдельные условия осуществления профессиональной служебной деятельности, однако на практике их волеизъявление сильно ограничено. Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые предлагает представитель нанимателя.

К сторонам служебного контракта относятся «наниматель» или «представитель нанимателя», тогда как в трудовом договоре работник и работодатель, то есть налицо признак, в соответствии с которым служебным контракт скорее можно отнести к разновидности административного договора, как известно, его обязательной стороной является орган государственной исполнительной власти либо его представитель.

Ряд ученых считают служебный контракт разновидностью административного договора. Выделяют такие признаки административного договора как:

  1. Административный договор есть двусторонний (многосторонний) акт в отличие от иных правовых форм реализации компетенции субъектами исполнительной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.
  2. Административный договор основан на добровольном, согласном волеизъявлении сторон, что, однако не всегда означает равенство сторон в юридическом понимании.
  3. Административный договор, как и иной правовой акт, базируется на нормах административного права.
  4. Административный договор регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо возникающие по поводу его реализации.
  5. Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти либо его представитель [6, С. 203-204].

Некоторые признаки административного договора действительно можно применить к служебному контракту. Так, в служебном контракте, хоть и предусматривается добровольное согласие сторон, но их юридическое равенство отсутствует и это основной аргумент, на который ссылаются ученые-административисты.

Тем не менее хочется отметить, что в трудовом договоре стороны также не равны в полной степени, так как работник является в нем более уязвимой стороной по сравнению с работодателем. Служебный контракт действительно регулируется нормами административного, а не трудового права (хотя этот вопрос спорный, так как иногда служебное право рассматривают как отдельную отрасль системы права).

Важным основанием, благодаря которому служебный контракт можно определить, как вид административного договора является то, что здесь обязательной стороной соглашения является государство (наниматель), от имени которого выступает его представитель (лицо, замещающее государственную должность, либо должностное лицо государственной службы).

С другой стороны, такой признак административного договор как его связь с административными отношениями, возникающими в сфере государственного управления, не в полной мере отражается в служебном контракте. На наш взгляд, служебный контракт все-таки регулирует трудовые правоотношения на государственной гражданской службе.

Кроме того, первый признак из представленного выше перечня действительно следует признать, как отражающим специфику служебного контракта. Он несомненно является двухсторонним актом, однако подобный признак применим и к трудовому договору, поэтому данный факт не может служить основанием для отнесения служебного контракта к административному договору.

Мнение некоторых ученых вполне отражают нашу позицию. Например, А.В. Гусев не рассматривает служебный контракт в качестве разновидности трудового договора, а воспринимает его в качестве особого вида договора о труде [3, С. 79].

Таким образом, имеются только некоторые основания для признания служебного контракта разновидностью административного договора. Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и трудовым договором отрицать тоже нельзя.

Поэтому, на наш взгляд, учитывая, что служебный контракт с государственным гражданским служащим регулирует трудовые отношения, но при этом регламентируется нормами административного права, его следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Источник: https://novainfo.ru/article/7966

Служебный контракт гражданского и муниципального служащего, трудовой договор муниципального служащего

Служебный контракт государственного гражданского служащего это

Понятие служебного контракта, его содержание, основные и факультативные условия. Виды служебных контрактов. Порядок заключения и расторжения служебного контракта, основания расторжения служебного контракта. Понятие и порядок заключения трудового договора с муниципальным служащим. Эффективный контракт.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые либо при переходе гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую.

В служебном контракте должны быть указаны сведения о гражданском служащем, поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наименование государственного органа (структурного подразделения), на службу в который поступает гражданский служащий.

Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность.

В контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

К числу существенных условий служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

2) дата начала исполнения должностных обязанностей, т.е. число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей.

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент.

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования.

5) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.

6) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа).

7) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности). Условия оплаты труда гражданских служащих установлены Законом о госслужбе, другими федеральными законами

8) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Выделяют два вида служебных контрактов:

1. служебный контракт на неопределенный срок;

2. срочный служебный контракт, который может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ст. 33 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”) являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (ст. 34);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (ст. 28);

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной подготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39);

11) нарушение установленных федеральным законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40);

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ(ст. 41);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 15-16);

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27).

Согласно Трудового кодекса РФ трудовой договор– соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.

трудового договора с муниципальным служащим должно соответствовать положениям ст. 57 ТК РФ. В то же время режим рабочего времени, времени отдыха, условия оплаты труда регламентированы Законом N 25-ФЗ и законами субъектов РФ. В частности, рабочее время муниципальных служащих регулируется трудовым законодательством и согласно ст.

91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами (ст. 320 ТК РФ). В то же время ст.

21 Закона N 25-ФЗ установлен более продолжительный по сравнению с закрепленным в ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего, составляющий 30 календарных дней.

Указано, что для муниципальных служащих, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Также предусмотрены отпуска за выслугу лет.

Относительно срока трудового договора: по общему правилу с муниципальным служащим заключается бессрочный трудовой договор. Случаи, когда возможно заключение срочного трудового договора, указаны в ст. 59 ТК РФ.

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://cyberpedia.su/21x5058.html

Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт

Служебный контракт государственного гражданского служащего это

Правовой статус гражданского служащего

Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт

Общие условия государственной службы Российской Федерации и система управления ею

Согласно закону “О системе государственной службы Российской Федерации” к общим условиям прохождения государственной службы относятся:

– формирование кадрового состава государственной службы

– регулирование поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения;

– присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий;

– определение стажа (общей продолжительности) государственной службы, ведение персональных данных государственных служащих;

– формирование реестров государственных служащих.

Тема 3.2. Поступление на государственную службу и ее прекращение

Изучаемые вопросы:

2. Прохождение гражданской службы

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет.

Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории “помощники (советники)”, учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, – до окончания срока полномочий указанного лица.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

11) нарушение установленных законом обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных законом;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания;

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Источник: https://studopedia.su/9_87722_postuplenie-na-grazhdanskuyu-sluzhbu-sluzhebniy-kontrakt.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.