Служебные произведения в авторском праве

Служебные произведения в авторском и патентном праве

Служебные произведения в авторском праве

Объекты, не охраняемые авторским правом: В числе результатов интеллектуальной мутельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Одни из этих результатов, например, способы, охраняются нормами патентного права, другие – средствами правового института «ноу-хау». Не охраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер. Перечисленные в п. 4 ст. 992 ГК результаты интеллектуальной деятельности не являются произведениями.

В числе произведений есть такие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 закона от 11 августа 1998 г.

К таким произведениям относятся произведения, срок охраны которых истек, а также: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Авторские права на служебные произведения

Гражданско-правовая защита интеллектуальных прав. Особенности защиты личных неимущественных и исключительных прав.

Защита права — это те меры, которые предпринимаются, если какое-либо право нарушено, нарушается или может быть нарушено. Поскольку интеллектуальные права, как и гражданские права вообще, являются частными правами, меры по защите этих прав принимаются по инициативе правообладателя.

Поскольку интеллектуальные права являются гражданскими правами, при их защите применяются общие положения о защите гражданских прав (ст. 11 — 16.1 ГК РФ).

Кроме того, эти общие положения частично повторены и конкретизированы — применительно к интеллектуальным правам вообще — в ст.

1250 — 1254 ГК РФ, а применительно к отдельным видам интеллектуальной собственности — в последующих главах ГК РФ (ст. 1301, 1302, 1406.1, 1407 и др.).

Владелец интеллектуальных прав, осуществляя их защиту, может потребовать применения различных указанных в ГК способов защиты. Они именуются также «меры защиты». Перечислены способы защиты в ст. 12, 1251 и 1252 ГК РФ. Их перечень является исчерпывающим, закрытым.

Способы защиты делятся на две группы: 1) способы (меры) ответственности и 2) иные способы защиты.

меры ответственности могут быть применены только к виновному нарушителю, а иные меры защиты — к любому нарушителю, независимо от того, виновен он или нет.

Защита исключительных прав. Защищая свое исключительное право, правообладатель может прибегнуть либо к общегражданским способам защиты, либо к специфическим способам защиты, применяемым лишь к нарушителям интеллектуальных прав.

К числу общегражданских способов защиты исключительных прав относятся, в частности:

1) требование о признании права. Оно применяется к лицу, которое отрицает (не признает) существование исключительного права;

2) требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) требование о возмещении убытков. Это требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему охраняемый объект, либо иным образом причинившему ущерб правообладателю.

Вместе с тем довольно часто обладатели исключительных прав прибегают к особым способам защиты своих нарушенных прав. Имеется четыре таких особых способа защиты:

1) требование о взыскании компенсации — этот способ защиты рассматривается ниже;

2) требование об изъятии материальных носителей, использование которых нарушает исключительные права.

Такие материальные носители (экземпляры книг, содержащих незаконно используемое произведение; мобильные телефоны, в которых незаконно используется запатентованное изобретение; женские сумки, маркированные незаконно используемым товарным знаком) называются контрафактными (от франц. — contrefac on — нарушение интеллектуальных прав). Контрафактные материальные носители подлежат по решению суда изъятию из оборота и уничтожению (п. 4 ст. 1252 ГК РФ);

3) требование об изъятии из оборота и уничтожении оборудования и материалов, которые используются для совершения правонарушения (п. 5 ст. 1252 ГК РФ);

4) требование об обязании нарушителя исключительных прав опубликовать решение суда о допущенном правонарушении (подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Авторские права на служебные произведения.

Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ).

Чтобы определить, является ли произведение служебным, необходимо доказать факт создания произведения конкретным работником по определенному заданию работодателя; подтвердить, что данное задание входило в пределы трудовых обязанностей работника.

Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Все перечисленные обстоятельства должны быть доказаны в процессе с представлением соответствующих документов, трудовых и иных договоров с работником, документов, определяющих порядок выполнения служебных заданий, объем полномочий работников, даты создания тех или иных служебных произведений. Новеллой является возвращение исключительного права на служебное произведение от работодателя к работнику в случаях, если работодатель:

— в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в его распоряжение, не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом);

— не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права);

— не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В том случае, если исключительное право принадлежит работодателю, у работника (автора) сохраняются право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а у авторов произведений изобразительного искусства — право на доступ к произведению и право следования, а также право на вознаграждение. В п. 2 статьи 1295 определяется право работника (автора) на вознаграждение в случае, если работодатель:

Читайте так же:  Документы для получения денег по программе переселения

— начнет использование служебного произведения;

— передаст исключительное право другому лицу;

— принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения.

11 сентября 2017

Произведения науки, литературы или искусства в соответствии с положениями статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) являются результатом интеллектуальной деятельности, а если они создаются в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, то в силу пункта 1 статьи 1295 ГК РФ признаются служебными произведениями.

Для более подробного анализа вопроса о том, что такое «Служебное произведение», предлагаю поэтапно рассмотреть существенные условия, предусмотренные законодателем, для признания произведения служебным, а также затронуть вопросы, связанные с возникновением у работодателя исключительного права на служебное произведение и указать условия, при которых такое право возвращается к автору.

Как следует из пункта 39.1. совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 (далее – Постановление № 5/29), вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

Источник: https://xn--h1akdmn.xn--p1ai/sluzhebnye-proizvedeniya-v-avtorskom-i-patentnom-prave/

Авторское право. Прочитай и запомни

Служебные произведения в авторском праве

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 14. Пункт 3

Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/golovach/avtorskoe-pravo-prochitai-i-zapomni--5a1ec859a936f485a4808059

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.