Служебное разбирательство в вс рф

Статья 28.8. Разбирательство – Закон о статусе военнослужащих

Служебное разбирательство в вс рф
[Закон о статусе военнослужащих] [Глава III]

1. По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, проводится разбирательство.

При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка.

2. Разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы.

3. Срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам.

4. Порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

6.

В случае, если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (должностному лицу гарнизона) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (должностное лицо гарнизона) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Органы военной полиции уведомляются только командирами воинских частей (должностными лицами гарнизона) Вооруженных Сил Российской Федерации.

7.

По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка).

8. В протоколе о грубом дисциплинарном проступке, форма которого устанавливается общевоинскими уставами, указываются:

  • дата и место составления протокола;
  • должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • должность, место военной службы (прохождения военных сборов), воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого составлен протокол;
  • должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности (для лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, – фамилии, имена, отчества и адреса места жительства);
  • время, место, способ и другие обстоятельства совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка;
  • доказательства, подтверждающие наличие события грубого дисциплинарного проступка и виновность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
  • положения федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;
  • сведения о примененных мерах обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых – должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы;
  • обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
  • другие фактические данные, необходимые для установления обстоятельств совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка.

9. Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом.

Указанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу.

О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе.

10. Протокол о грубом дисциплинарном проступке подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, в отношении которого он составлен.

В случае, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись лицом, составившим протокол.

Копия протокола под расписку вручается военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого он составлен.

11. В случае, если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть под расписку ознакомлен военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого проводилось разбирательство.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85/%D1%81%D1%82_28_8/

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Служебное разбирательство в вс рф

Служба в армии всегда связана с множеством ограничений. Необходимо строго соблюдать все установленные правила и не нарушать дисциплину. Получается это не всегда и за каждый проступок военнослужащие несут ответственность – дисциплинарное взыскание. Однако, перед этим их вина должна быть доказана, а наказание назначено строго в установленный законом промежуток времени.

Что такое дисциплинарное взыскание

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за проступок, совершенный военнослужащим во время несения службы.

Это своего рода наказание за нарушение дисциплины и общественного порядка.

Различают несколько видов взысканий, начиная от простого выговора и заканчивая административным арестом.

Они индивидуальны в каждом конкретном случае и назначаются в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Однако, за каждый проступок военнослужащий может получить только один вид взыскания.

Строгое замечание в устной форме, которое командир высказал своему подчиненному, не является дисциплинарным взысканием. Оно не будет занесено в личное дело, и военнослужащего за него не будут наказывать. Это больше предупреждение, с помощью которого командир должен указать на ошибку.

Если устное разъяснение не принесет результатов и военнослужащий повторит проступок, то в отношении него будет вынесено уже дисциплинарное взыскание.

За что накладывается взыскание

Дисциплинарное взыскание накладывается на солдат-срочников, тех, кто служит по контракту, а также призван на краткосрочные сборы из запаса. Эта мера ответственности может быть наложена на военнослужащих только за проступок, совершенный в служебное время.

Основной вид проступка в армии – нарушение воинского устава, а также невыполнение заданий непосредственного командира. Проступок может быть совершен умышленно или по неосторожности, быть грубым или мелким. Умысел подразумевается в том случае, когда виновный понимал что делает и знал, к чему могут привести его действия.

Если военнослужащий поступил неосторожно и не подозревал о последствиях, то его действия умышленными считаться не будут.

Мелкие проступки – это действия (или наоборот, бездействие), которые не привели к причинению большого вреда:

  • Опоздание;
  • Незначительное нарушение режима;
  • Неопрятный внешний вид.

Но вместе с этим, в статье 25 ФЗ «О статусе военнослужащих» и в главе 3 ФЗ «Дисциплинарного устава ВС РФ» указан перечень грубых дисциплинарных проступков. К ним относятся:

  • Все виды неуставных взаимоотношений;
  • Оставление места службы без разрешения;
  • Неявка в часть из отпуска или увольнения в положенный день;
  • Отсутствие в части продолжительное время без уважительной причины;
  • Нарушение порядка боевого дежурства;
  • Повреждение или использование не по назначению имущества части;
  • Неправильные действия с оружием, боеприпасами, взрывчаткой, которые привели к причинению вреда людям или имуществу части;
  • Нарушение правил ПДД (военнослужащими-водителями), которое повлекло за собой вред здоровью и жизни людей или повредило имущество части;
  • Нахождение на территории части в алкогольном или другом виде опьянения (сюда же относится отказ от медосвидетельствования);
  • Бездействие командира, его нежелание предотвратить проступки подчиненных.

Кто в праве применять дисциплинарные взыскания к военнослужащим

Применять дисциплинарные взыскания к военнослужащим может только старший по званию – непосредственно командир части.

На основании представленных ему материалов он решает, какой вид взыскания применить в отношении того или другого нарушителя.

Его действия могут быть оспорены, и уже тогда командир званием выше имеет право отменить наказание, смягчить его или наоборот, ужесточить.

За нарушение дисциплины ответственность несет только один человек. Военный устав запрещает наказывать сразу всех военнослужащих в подразделении.

Существующие виды дисциплинарных взысканий

Для военнослужащих разного ранга существуют различные виды дисциплинарных взысканий. Основные из них:

  • Выговор (в том числе и строгий);
  • Запрет уходить в увольнение;
  • Сразу несколько нарядов вне очереди;
  • Лишение нагрудных знаков или запрет на их ношение;
  • Понижение в звании или перевод на низшую должность;
  • Досрочное увольнение из вооруженных сил;
  • Отчисление из военного училища или ВУЗа;
  • Дисциплинарный арест (срок назначается индивидуально в зависимости от тяжести проступка).

Кроме этого, дисциплинарная ответственность выражается и в материальном ущербе. Военнослужащего могут лишить:

  • Вознаграждения за хорошую службу и безукоризненно выполнение обязанностей (выдается единовременно);
  • Премии за несение службы (выдается ежеквартально);
  • Дополнительного материального стимулирования (выдается ежеквартально).

За грубые дисциплинарные проступки военнослужащий получает запись в свою личную карточку. Если за месяц он совершил несколько проступков, то его могут лишить звания или досрочно отправить домой с соответствующей формулировкой.

Если на военнослужащего наложено дисциплинарное взыскание, это не означает, что он освобожден от обязанностей. За которые несет ответственность. В случае, если действия нарушителя повлекли материальный ущерб. Он должен быть возмещен вне зависимости от того, умышленно это было сделано или случайно.

Порядок наложения

После того, как военнослужащий совершил проступок, назначается расследование, цель которого – доказать его виновность. Основываясь на доказательства, накладывается дисциплинарная ответственность.

  • По факту нарушения составляется рапорт. Этим занимается непосредственно командир виновного военнослужащего;
  • Если нарушение грубое, вместо рапорта составляется протокол;
  • Виновник должен ознакомиться со всеми материалами разбирательства, а также в письменной форме изложить по какой причине он совершил проступок;
  • Командир виновного представляет все документы командиру части. Сделать это он должен в течение 10 дней;
  • У командира части есть два дня, чтобы рассмотреть материалы и принять решение о том, какой вид взыскания применить. Кроме этого, он может отправить их в военный суд (в случае, если военнослужащий совершил преступление).

Ответственность за содеянное наступает сразу после подписания акта, но не позднее, чем через месяц. Если ее невозможно сразу применить в виду отпуска или болезни военнослужащего, то отметка об этом заносится в его личное дело.

Исполняется наказание в зависимости от вида:

  • Решение и выговорах или лишении нагрудных знаков объявляется перед строем;
  • Арестованные военнослужащие отправляются на гауптвахту;
  • Лишенные увольнения определенное время не имеют право покидать часть;
  • Отчисление из военного училища или ВУЗа, досрочное увольнение со службы происходит без согласия виновника.

Как военнослужащему обжаловать наложение взысканий

Наказание за проступок должно соответствовать содеянному по тяжести. В противном случае, оно может быть оспорено.

В течение 10 дней, после подписания акта, военнослужащий должен подать заявление вышестоящему начальнику, подчиненный которого оставлял протокол. Это можно сделать в случае, если:

  • Описываемых в протоколе событий не было на самом деле;
  • Их совершил другой человек;
  • В произошедшем нет вины военнослужащего.

Жалоба не дает право уклониться от наложенного взыскания, но предоставляет возможность отсрочить его. В крайнем случае, обжаловать вынесенное в отношении него решение, военнослужащий может, обратившись в военный суд.

Когда недопустимо привлечение к ответственности

В некоторых случаях виновного в нарушении дисциплины нельзя привлечь к ответственности:

  • Если с момента, как был совершен проступок, прошел год;
  • Военнослужащий нарушил дисциплину, выполняя приказ командира;
  • Если нарушитель оборонялся (не превышая допустимые пределы);
  • При действиях, необходимых для задержания преступника (если только невозможно было принять другие меры);
  • Если возникла острая необходимость (без превышения допустимых пределов);
  • В условиях чрезвычайных ситуаций или обоснованного риска;
  • Если военнослужащего заставили нарушить дисциплину;
  • Если виновный уволен с военной службы.

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за совершенный во время службы проступок. Это наказание может серьезно отразиться на карьере военнослужащего по той причине, что соответствующие отметки об этом заносятся в личное дело.

Виновника могут понизить в звании или даже досрочно уволить со службы. Избежать этого поможет строгое соблюдение дисциплины и общественного порядка.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/disciplinarnye-vzyskaniia-voennoslujascih-5c94b690b3119921e9d376ce

Служебное разбирательство и нюансы его осуществления

Служебное разбирательство в вс рф

В современной России нередко возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях работодателя и сотрудника. Многим не удается выйти из них без ущерба для благополучия и финансового состояния из-за недостатка юридических знаний.

Служебное разбирательство — неотъемлемый аспект любого гражданина, работающего достаточно долго на одном месте. Некоторые работодатели стремятся извлечь выгоду для себя из конфликтных ситуаций, пользуясь всевозможными лазейками и недоработками законодательства.

Сегодняшняя статья позволит избежать неправомерных действий со стороны руководителя и свести ущерб от них к минимуму.

Что такое служебного разбирательство?

Любая организация, включающая штат сотрудников от двух или трех человек, может столкнуться с ситуацией, в которой необходимо осуществить служебное расследование.

Сторонам необходимо действовать законно во время данного процесса. Необходимость в его проведении возникает при обнаружении проступка одного из штатных сотрудников.

Расследование является некой совокупностью способов сбора, проверок и аналитики информационных данных о рассматриваемом действии. Представленные сведения и материалы о неправомерном действии обязательны, так как только с их помощью удастся выяснить подлинные подробности его осуществления.

В Трудовом Кодексе отсутствует точное определение термина служебное расследование. На практике словосочетание подразумевает сформированный законодательством метод привлечения провинившегося лица к дисциплинарной ответственности.

Наказание за отказ от выполнения установленного порядка может отсутствовать, если руководитель примет такое решение.

Согласно 189 статье Трудового Кодекса Российской Федерации, дисциплиной труда называется точное следование установленным нормам поведения, которые устанавливаются законодательной базой или трудовыми соглашениями. Также регулировать деятельность рабочего штата могут локальные договоры.

Проступком является отклонение или пренебрежение установленными правилами без существенных на то причин.

Заключение трудового договора подразумевает приобретение действующими сторонами прав и обязанностей, регламентированных в 21 и 22 статье Трудового Кодекса. Руководитель и подчиненный обязаны действовать в оговоренных ранее нормах.

Следовательно, первый обладает правом применить дисциплинарное наказание ко второму, если будет установлен факт нарушения документального соглашения.

Для его осуществления следует осветить факт совершения деяния, предъявив полную доказательную базу. Служебное расследование заключается в её поиске.

С чего начинается служебное расследование

Без причины расследование не проводят.

Служебное разбирательство целесообразно начинать в том случае, если с сотрудника необходимо взыскать денежные средства в счет погашения причиненного ущерба. Превалирующей целью процедуры является определение причин его образования.

Выяснив факторы, ставшие причиной проступка, административный персонал сможет провести широкий спектр профилактических мер по их устранению. Также будет скорректирована политика организации, что поможет избежать повторного нарушения трудовых договоренностей.

Служебное расследование является трудозатратной мерой, следовательно, его проведение оправдано в случае выявления значительных правонарушений.

Нередко начальство ограничивается профилактической беседой с нарушителем, что является действенной мерой. Строгие пути пресечения используются, если выявлен весомый материальный ущерб предприятию или установлен факт использования статуса сотрудника из личных корыстных побуждений.

Собранная комиссия осуществляет проверку всех отклонений от дисциплинарных договоренностей. Они имеют следующую формулировку:

  1. Уклонение от проверки знаний по охране трудовой деятельности и технике безопасности;
  2. Уклонение от медицинского обследования;
  3. Уклонение от осуществления специализированного обучения во время рабочего дня;
  4. Отказ от заключения соглашения по материальной ответственности. Проверяется если он входит в список основных рабочих обязанностей лица.

Членам действующей комиссии разрешается опрашивать виновных и лиц, ставших непосредственными свидетелями правонарушения. Данная процедура имеет добровольный характер, и принуждение со стороны руководителя не является законным.

Прохождение полиграфа и обыск рабочего места не допускается проводить без получения согласия на то сотрудника.

Кто участвует в служебном разбирательстве

В большинстве случаев основными действующими лицами служебного разбирательства выступает служба безопасности и внутренний отдел аудита.

Если организация предусматривает небольшой штат сотрудников, то процедура может ограничиться привлечением кадрового агента. Также допускается привлекать прочие специальности для проведения правомерного расследования. Например, юристов и бухгалтеров.

Непосредственный руководитель работника, ставшего субъектом разбирательства, обязан принимать участие в расследовании. Однако, получение объективной доказательной базы не требует его непосредственного участия в проверяющей коллегии.

В комиссию могут включаться члены профессионального комитета, службы по управлению персоналом и безопасности.

Минимальная численность проверяющего органа — три сотрудника. Начальник службы безопасности должен возглавлять его.

Сроки проведения

Дисциплинарный проступок имеет срок действия.

Согласно действующему законодательству расследование правонарушений должностными лицами осуществляется в течение тридцати дней. За это время должно быть принято итоговое решение или выпущен документ, подтверждающий осуществление служебной проверки.

В некоторых случаях инициатором разбирательства является сотрудник, предоставляющий служебную записку. Тогда расследование необходимо завершить не позднее одного месяца со дня поступления документов.

В этот срок не допускается включать период нахождения сотрудника в обязательном отпуске или на больничном. Время для учета данных от представительного подразделения также исключается.

Максимальный объем подготовительных процедур — полгода. Дисциплинарный проступок не может рассматриваться через шесть месяцев после его фактического совершения и теряет свою юридическую силу.

Специалист обязан предоставить письменную объяснительную записку. Она составляется в течение двух суток с момента поступления уведомительного сообщения. Если объяснение не будет получено комиссией в установленный срок, то она вправе оформить акт об отказе в содействии.

После выявления правонарушения выпускается акт, подтверждающий осуществление внутреннего расследования. Он подтверждается автографом начальника и издается в течение суток.

В это же время рекомендуется определиться с итоговым составом комиссии.

Она должна состоять из профессиональных работников, которые не заинтересованы в разбирательстве и будут непредвзято относиться к его участникам.

Во время заключительного этапа проверочных мероприятий начальнику рапортуются полученные результаты. Указываются следующие аспекты:

  • совокупность условий и причин, приведших к совершению правонарушения;
  • перечень виновных лиц и характер причиненного ущерба;
  • возможные меры пресечения аналогичных случаев в будущем и штрафные санкции для провинившихся сотрудников.

Процедура проведения

От работника требуют объяснительную.

Служебное расследование рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • сбор проверяющей комиссии, состав которой указывается в издаваемом приказном акте. В неё запрещается включать руководителя, который выносит итоговое решение расследования;
  • действие комиссии. Работа заключается в установке конкретного лица, нарушившего трудовое соглашение, сути и объема нанесенного ущерба, списка факторов, приведших к конфликту, наказании виновных сотрудников и создании профилактических процедур, которые пресекают подобные действия в дальнейшем;
  • лицо, непосредственно совершившее правонарушение, предоставляет объяснительную записку. Она также взыскивается с сотрудников, подозреваемых в пособничестве или участии;
  • сбор необходимой для достоверного расследования документации. Объяснительная записка будет единственным документом, если проступок прост;
  • формулировка итогов о проведенном расследовании и внесение их в акт. Документ должен включать описание факта правонарушения, затраченного времени и причин осуществления рассматриваемого деяния.

В резолютивной составляющей указываются виновные лица и сопутствующие обстоятельства.

Комиссия и руководство предприятия подписывает составленный документ, подтверждая достоверность представленной в нем информации.

Оформление результатов расследования

Акт содержит определенные сведения.

Акт, составляемый по результатам процедуры должен включать следующие пункты, подкрепленные собранной информацией:

  1. Вводная часть. Включает факт правонарушения, дату и время совершения, длительность проверочных работ и перечень сотрудников, входящих в состав комиссии;
  2. Описание. Состоит из собранных доказательств;
  3. Резюме. Включает список сотрудников, чья вина была установлена, факт осуществления ими правонарушения и перечень взысканий, которые не были сняты до начала разбирательства.

В качестве приложения к акту выступает пакет документов, применяемых в расследовании. К нему выдается соответствующий порядковый номер, включающий дату принятия окончательного решения.

Все задействованные материальные доказательства вносятся и подшиваются в соответствующую папку. Во избежание подмены результатов проведенной экспертизы проводится опись бумаг.

Получив полный результат, руководитель обязан принять решение в отношении правонарушителя. Дисциплинарное взыскание избирается в соответствии с нормативами Трудового Кодекса.

В зависимости от тяжести содеянного выбирается замечание, строгий выговор или увольнение из организации, осуществляемое на основе полученных доказательств.

После завершения проверки издается приказ, в котором указывается итоговое решение руководящего персонала о применении штрафных санкций. Также в нем перечисляются лица, чья виновность была установлена, основания расследования и назначаемые наказания. За одно дисциплинарное правонарушение предусмотрено одно взыскание.

Служебное разбирательство является неотъемлемым аспектом деятельности крупных предприятий. Оно позволяет избежать уклонения от дисциплинарной ответственности.

Также с его помощью можно установить полный список лиц, принимавших непосредственное и косвенное участие в правонарушении. Рассчитывается ущерб, который взыскивается с виновных, что позволяет исключить его покрытие средствами из бюджета организации.

Процедура требует соблюдения большого числа законодательных норм и присутствия экспертов.

Из этого видео вы узнаете о дисциплине труда.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/sluzhebnoe-razbiratelstvo.html

Служебное разбирательство в вс рф образец

Служебное разбирательство в вс рф

Проведение служебного разбирательства в случае выявлениясовершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступкав виде исполнения обязанностей по службе

в состоянии алкогольного опьянения

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений*(1).

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих*(2). Однако абз. 3 ст.

7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения.

Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы*(3).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

— действительно ли имел место проступок;

— где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

— в чем он выразился;

— наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления.

В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности*(4).

Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.

Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее — военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

Во избежание обжалования “заслуженного” наказания командиру, по мнению автора, следует назначать разбирательство в форме административного расследования в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г., N 10, под административным расследованием понимается, в частности, деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков (правонарушений).

Для привлечения военнослужащего к ответственности за совершение грубого дисциплинарного нарушения необходимо подтвердить факт нахождения его в состоянии опьянения. Данное действие может быть проведено как в момент выявления нахождения военнослужащего в состоянии опьянения, так и после его вытрезвления.

Для подтверждения опьянения военнослужащего в момент выявления совершения им указанного грубого дисциплинарного нарушения командиру следует приказать ему пройти в медицинский пункт для определения степени опьянения врачом.

Может возникнуть вопрос о правомерности такого приказа. Следует отметить, что согласно абз. 3 ст.

7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения.

Командир (начальник) не является специалистом в области медицины и самостоятельно не может определить степень опьянения военнослужащего, но, имея достаточные основания полагать, что военнослужащий находится в нетрезвом состоянии (см.

приложение 1), для установления данного факта, командир вправе прибегнуть к помощи медицинского персонала части (организации). Только после этого военнослужащий может быть признан не являющимся исполняющим обязанности военной службы и совершившим грубый дисциплинарный проступок.

Приказ МВД СССР “Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители” от 01.01.01 г. N 106 выделяет три степени опьянения и отдельно состояние комы:

В данном приказе перечисляются также клинические особенности степеней алкогольного опьянения,*(5) используя которые врач будет способен оценить степень опьянения военнослужащего:

— легкая степень опьянения характеризуется гиперемией кожных покровов, учащением пульса, дыхания, говорливостью. Речь становится громкой, движения порывистыми, размашистыми. Внимание быстро отвлекается, темп мышления ускоряется, преобладают непоследовательность и поверхностность.

Наряду с возросшей двигательной активностью отмечается нарушение тонких координационных движений. Эмоциональное состояние в легкой степени опьянения изменчиво. Веселье может наступить под влиянием несущественной причины, легко уступить место раздражительности, обиде, а затем вновь смениться прежним состоянием.

Спустя различные сроки от начала опьянения приподнятое настроение постепенно сменяется вялостью, безразличием. Двигательная активность уступает место расслабленности, мышление становится более замедленным. Нарастает состояние усталости, появляется желание уснуть.

После легкой степени опьянения память обо всем периоде опьянения сохраняется;

— средняя степень опьянения характеризуется более грубыми изменениями поведения. Движения неуверенные. Снижается возможность совершения относительно простых координационных действий. Речь становится смазанной, громкой, так как повышается порог слуховых восприятий. Замедление ассоциативного процесса не дает возможности подобрать или заменить трудное слово.

Возникают частые повторения одного и того же. Представления образуются с трудом, а содержание их однообразно. Внимание переключается замедленно, только под влиянием каких-либо сильных раздражителей. Резко снижается способность критической оценки действий как своих, так и окружающих.

Это способствует возникновению различного рода конфликтов, которые усугубляются переоценкой опьяневшим собственной личности, а также легко возникающей расторможенностью влечений и желаний, с облегчением их реализации. По мере углубления опьянения поведение все в большей степени определяется случайными, отрывочными представлениями, впечатлениями.

Опьянение переходит в глубокий сон. Воспоминания о событиях как свежих, так и отдаленных смутные;

— тяжелая степень опьянения выражается грубыми нарушениями ориентировки опьяневшего в окружающей обстановке. Не понимает смысла задаваемых вопросов, речь состоит из отдельных слов. Самостоятельно передвигаться не может. Кожные покровы бледные, влажные, холодные.

Зрачки расширены, вяло реагируют на свет. Пульс частый, слабого наполнения, артериальное давление понижено. Дыхание поверхностное, замедленное. Снижена реакция на болевые и температурные раздражители. По мере нарастания интоксикации может развиться сопор, затем кома.

Кроме того, приказ МВД СССР от 01.01.01 г. N 106 приводит таблицу дифференциальных признаков степеней алкогольного опьянения, используя которую можно без труда провести освидетельствование военнослужащего.

Факт обращения военнослужащего для освидетельствования фиксируется врачом в соответствующем журнале (книге) согласно Руководству по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденному приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1.

Кроме того, в случае тяжелой степени алкогольного опьянения после оказания первой медицинской помощи военнослужащий может быть доставлен в специализированное медицинское учреждение — отделение неотложной наркологической помощи*(6).

Командир (начальник) вправе в отношении военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, применить меры дисциплинарного пресечения, если имеются основания полагать, что военнослужащий может продолжить употребление алкогольных (спиртных) напитков либо может совершить иное грубое нарушение воинской дисциплины или преступление*(7).

Следует рассмотреть вопрос о подтверждении факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения на следующий день после его вытрезвления.

Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную административную ответственность:

— за употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения;

— за распитие спиртных напитков на работе;

— при травмах, связанных с опьянением;

— в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п.).*(8)

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения, поэтому допускается проведение подобного освидетельствования по направлению командира (начальника).

На следующий день после вытрезвления военнослужащего в его крови и моче содержится алкоголь. При освидетельствовании, в зависимости от употребленного количества алкогольной продукции, заключение может содержать следующие результаты*(9):

— заключение “Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено” выносится при наличии убедительных данных, подтверждающих факт употребления алкоголя, но при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Для данного состояния характерны: гиперемия склер, нарушение координационных проб, слабый запах алкоголя или запах перегара изо рта.

В указанных случаях проба с индикаторной трубкой Мохова-Шинкаренко (контроль трезвости) и реакция Раппопорта будут слабо положительными, а содержание алкоголя в биологических средах колеблется с 0,022% до 1%;

— при легкой степени алкогольного опьянения изменения психической деятельности незначительны.

Отмечается усиление вегетативно-сосудистых реакций — гиперемия кожи, инъекция склер, повышенная потливость, тахикардия, повышение артериального давления, учащенное дыхание, а также нистагм, расширение зрачков; нарушение двигательной сферы — изменение походки, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, неустойчивость в простой и сенсибилизированной позе Ромберга, неточность выполнения точных движений и координаторных проб.

Источник: https://chamberproject.ru/sluzhebnoe-razbiratelstvo-v-vs-rf-obrazec/

По проведению разбирательства

Служебное разбирательство в вс рф

Разбирательство – это форма выяснения обстоятельств дисциплинарного проступка. Впервые термин «разбирательство» введён статьёй 86 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года.

Очень часто в правовых актах не делается различий между разбирательством и административным расследованием. Однако разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по ряду признаков, в том числе по кругу субъектов, имеющих право проводить разбирательство и назначать административное расследование, а также по срокам их проведения.

В частности, круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование, уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, предусмотренное Уставом. Так, из ст.ст. 72—89 УВС ВС РФ следует, что назначение административного расследования не относится к общим обязанностям командиров (начальников).

Отсюда можно сделать вывод, что назначать административное расследование имеют право не все командиры (начальники). Такое право предоставлено командирам (начальникам), занимающим должности не ниже командиров отдельных батальонов, в том числе командирам отдельных батальонов и командирам полков (кораблей 1 и 2 ранга) (ст.ст. 91, 124 УВС ВС РФ). В соответствии с п. 1 ст.

7 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ административное расследование проводится для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Назначает его командир (начальник) воинской части, т.е., право назначать административное расследование имеют командиры воинских частей.

Право назначения административного расследования предоставлено также начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам и вышестоящим командирам (начальникам). В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит начальник гарнизона.

Он вправе назначать административное расследование проступков военнослужащих, не проходящих службу воинских частях данного гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Для проведения административного расследования законодательством установлен более длительный срок, чем для проведения разбирательства.

По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца. В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования (ст.

7 Федерального Закона “О материальной ответственности военнослужащих” от 12 июля 1999 г, № 161-ФЗ).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Согласно Уставу не допускается наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств (ст.

ст, 48, 86 Устава). Из ст.ст. 48 и 86 Устава следует, что проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника).

Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования.

Согласно ст. 10 Дисциплинарного Устава налагать дисциплинарные взыс­кания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе “Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях” (гл. 3 Устава).

Поэтому проведение разбирательства находится в их компетенции, т.е. проводить разбирательство имеют право все указанные начальники.

Следовательно, круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, шире, нежели круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование.

Из ст. 86 Дисциплинарного Устава можно сделать вывод, что разбирательство обязан проводить лично командир (начальник). Представляется, что ст. 86 Устава не вполне точно истолкована.

Из нее следует, что разбирательство лишь назначается командиром (начальником), а проводится, как правило, любым офицером.

Однако личное проведение разбирательства командиром (начальником) не исключает возможности привлечения им подчиненных к участию в осуществлении деятельности по разбирательству.

В целях объективного и оперативного проведения разбирательства следует учитывать ряд требований, которым должны соответствовать привлекаемые к участию в деятельности по разбирательству военнослужащие.

К участию в деятельности по разбирательству могут быть привлечены лишь такие военнослужащие, которые не являются подчиненными лиц, совершивших проступок, не заинтересованы по отрицательным мотивам (корысть, неприязненные отношения и т.п.

) в результате разбирательства, а также имеют необходимый для участия в деятельности по разбирательству уровень профессиональной подготовки.

В Дисциплинарном Уставе не определен прямо срок проведения разбирательства. Вывод о его продолжительности можно сделать путем толкования норм Устава в их взаимосвязи. Так, в соответствии со ст.

88 Устава наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

Следовательно, разбирательство должно быть закончено не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на данного военнослужащего, стало известно о совершенном им проступке. Возможность продления срока разбирательства Уставом не предусмотрена.

В Дисциплинарном Уставе не определено также, в какой форме: устной или письменной – должно проводиться разбирательство. Поэтому форму проведения разбирательства в каждом конкретном случае определяет командир (начальник), который проводит его. При определении формы разбирательства подлежат учету, прежде всего объем и сложность задач по установлению обстоятельств проступка.

В ходе разбирательства наряду с другими обстоятельствами, подлежащими выяснению, необходимо установить, в чем выразился проступок, наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и их последствиями, наличие вины лица в действии (бездействии), а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица. Установление того, в чем выразился проступок, и наличия причинно-следственной связи представляет собой выявление признаков объективной стороны дисциплинарного проступка. Установление внешнего проявления проступка предполагает решение вопроса о его противоправности. Действия (бездействия) военнослужащего могут быть признаны противоправными в том случае, если ими нарушены нормы права. При этом важно точно установить, какие конкретно нормы правовых актов нарушены.

Источник: https://studopedia.ru/5_75501_po-provedeniyu-razbiratelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.