Служебная командировка водителю

Командировка или разъездной характер работы: как не нарушить трудовое законодательство?

Служебная командировка водителю

Часто перед работодателем встает вопрос: нужно ли работникам, трудовая деятельность которых связана с частыми разъездами (например, водителям), перед каждым рейсом оформлять командировку.

Да и вообще являются ли поездки этих работников командировками? В статье рассмотрим, какие же поездки считать командировками и для чего необходимо разграничивать такие понятия как «служебная командировка», «разъездной характер работы» и «работа в пути».

Рекомендуем онлайн-курс Заработная плата. Средний заработок. В программе обучения: расчет зарплаты; все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные; работа в выходной день, ночные. Премии, командировки, больничные, иные пособия – лектор приведет все случаи расчета среднего заработка.

Что такое командировка работника

Итак, трудовое законодательство определяет командировку как служебную поездку. При этом следует понимать, что не все служебные поездки работников являются командировками.

«В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы» (ч.1 ст.166 ТК РФ).

То есть, для того, чтобы считать поездку командировкой, должны быть выполнены определенные действия и соблюдены ряд условий:

  1. В командировку можно направить только то физическое лицо, с которым работодатель заключил трудовой договор. Например, лица, с которыми заключен договор гражданско-правового характера, не могут быть направлены в служебную командировку. Так как отношения между данными лицами и работодателем не являются трудовыми, то есть не подпадают под действие ТК РФ.
  2. В организации должен быть оформлен распорядительный документ о направлении работника в служебную командировку (например, приказ), который подписывается руководителем.
  3. Срок командировки и служебное поручение должны быть четко определены.  Несмотря на то, что согласно действующему законодательству, срок командировки не ограничен, не следует забывать о том, что он должен быть целесообразным. Вряд ли можно поручить работнику выполнение служебного задания сроком в один год. Здесь уже речь может идти не о служебной поездке, а о временном переводе работника на работу в другую местность или в другое подразделение.
    Также следует добавить и о служебном поручении: оно должно носить только производственный характер. Например, запрещено направлять работника в командировку для выполнения личных поручений руководителя. Данный факт будет указывать на нарушение норм ст.60 ТК РФ. В соответствии с указанной нормой запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовой функцией, которая определена ему трудовым договором.
  4. Служебное поручение должно выполняться вне места постоянной работы.

Служебная поездка. В чем отличие от командировки

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч.2 ст.166 ТК РФ). Например, разъездной характер работы можно установить курьерам, а характер работы в пути — машинисту или проводнику.

То есть, не все служебные поездки работников являются командировками.

Почему же важно разграничивать понятия «служебная командировка», «разъездной характер работы» и «работа в пути»?  Во-первых, это влияет на уровень гарантий и компенсаций, а во-вторых, — на порядок документального оформления.

Юлия Бусыгина, эксперт по бухгалтерскому учету Контур.Школы:

Работодатель вполне может направить в командировку работника, которому установлен характер работы разъездной или в пути. Например, направляя водителя в другой город для покупки служебного автомобиля, поездку следует оформить как служебную командировку. И здесь не важно, что в трудовом договоре данному работнику определен разъездной характер работы.

Итак, разграничивать рассматриваемые понятия требуется по следующим причинам:

  1. Характер работы работника (например, разъездной, в пути) должен найти свое отражение в трудовом договоре, так как является его обязательным условием, а вот информацию о том, что работника будут направлять в служебные командировки, совсем не обязательно закреплять в трудовом договоре. Командировку нельзя считать постоянным условием труда. При этом есть категории работников, которые вообще имеют право отказаться от выполнения таких служебных поездок как командировка.
  2. За время командировки за работником сохраняется место работы и ему выплачивается средний заработок. В свою очередь работникам, которым установлен характер работы в пути или разъездной характер работы, не требуется за время поездок платить средний заработок, им выплачивается заработная плата.
  3. Служебная командировка обязательно должна оформляться приказом или иным распорядительным документом о направлении в такую поездку. При разъездном же характере работы и работе в пути на каждую из поездок выпускать приказ не требуется.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/236

В командировку на служебном транспорте

Служебная командировка водителю

Служебной командировкой, как известно, является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Работодатель, направляя сотрудника в служебную командировку, обязан возместить ему:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведённые работником с разрешения или ведома работодателя.

Состав расходов, как видно, не является исчерпывающим, а значит, в структуре командировочных расходов работника могут быть учтены и иные виды расходов, связанных со служебной поездкой. ТК РФ (ст.

168) предоставляет работодателю право самостоятельно решать, какие виды расходов, в каком размере и порядке он будет возмещать своим командированным сотрудникам.

Причём такое решение в обязательном порядке закрепляется организацией либо в коллективном договоре, либо в ином её локальном нормативном документе, например в положении о командировках.

https://www.youtube.com/watch?v=TQ8bGYlwoZw

Обязав работодателя возмещать расходы по проезду, трудовое право не ограничивает работодателя в выборе транспорта, которым сотрудник будет добираться до места командирования и обратно к месту работы. Следовательно, командированный сотрудник может для этих целей воспользоваться транспортом общего назначения, личным или служебным.

Хотя согласно пункту 13 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.88 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (она продолжает действовать в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ (ст.

423 ТК РФ)) работодатель при наличии нескольких видов транспорта, связывающих место постоянной работы и место командировки, может указать командированному тот вид транспорта, который ему следует использовать. Такое пожелание вполне уместно зафиксировать в приказе о направлении работника в служебную командировку.

При желании можно указать и тариф оплачиваемого класса. И если в организации имеется служебный транспорт, то ничто не мешает работодателю принять решение о том, что в командировку работник отправится на служебном автомобиле.

Напомним, что сегодня при командировании сотрудников работодатели руководствуются Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.08 № 749) (далее — положение по командировкам).

Особенности учёта

В вышеупомянутом положении предусмотрено возмещение расходов по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населённого пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей (п. 12). Расходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием служебного автомобиля во время поездки командированного, в этом перечне нет. Однако по своему экономическому содержанию они всё же могут быть отнесены к командировочным расходам, так как связаны с проездом работника к месту командировки и обратно.

Служебный автомобиль к транспорту общего пользования не относится, поэтому вместо оплаты стоимости проезда сотруднику, направляемому в командировку на служебной машине, выдают необходимый запас топлива.

Если этого запаса недостаточно, то командируемому выдаются денежные средства под отчёт на приобретение топлива и иных материалов, связанных с эксплуатацией автомобиля в пути.

Обычно подотчётная сумма выдаётся наличными из кассы организации, хотя в настоящее время всё б€ольшую популярность приобретает и безналичный способ — путём выдачи корпоративной банковской карты или специальной топливной карты.

Длительность командировки определяется с учётом нахождения в пути служебного автомобиля. Этот срок, в свою очередь, определяется внутренними документами, разработанными с учётом требований техники безопасности.

Если такого внутреннего документа в организации нет, то можно воспользоваться положениями раздела V «Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров» Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272).

Автотранспортная организация согласно пункту 63 правил должна доставить грузы по назначению в междугородном сообщении из расчёта одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

По распоряжению руководителя организации командируемому работнику выдаётся аванс на командировочные расходы.

При расчёте его помимо суточных и расходов по найму жилого помещения учитываются и ориентировочные затраты по эксплуатации и обслуживанию автомобиля во время поездки: оплата горюче-смазочных материалов, плата за автостоянки, различные сборы.

Не следует забывать о возможности поломки автомобиля в пути. Поэтому желательно учесть в авансе некоторую сумму на мелкий ремонт и приобретение запасных частей.

Пример 1

Работник организации на служебном автомобиле направляется в командировку с 26 мая по 4 июня 2014 года. Расстояние до места назначения — чуть более 1200 км.

Коллективным договором установлен размер суточных при командировках 1000 руб. Установленная норма расхода топлива в организации на автомобиль — 23 л на 100 км.

При расчёте аванса закладывается стоимость 1 л топлива 35 руб., оплата проживания 1500 руб. в сутки.

Если обратиться к правилам перевозок, то время в пути в оба конца займёт 8 суток (2400 км : 300 км/сут.). Два дня необходимы работнику для решения производственной задачи.

С учётом этого была составлена смета расходов и работнику был выдан аванс 47 000 руб. (1000 руб/сут. × 10 сут. + 1500 руб/сут. × 9 сут. + 1200 км × 2 × 23 л : 100 км × 35 руб/л + 4180 руб.), где 10 сут. — продолжительность командировки, 4180 руб.

— дополнительная сумма, предназначенная для оплаты стоянок, возможных сборов и т. п.

В бухгалтерском учёте выдача аванса сопровождается следующей записью:

Дебет 71 Кредит 50

— 47 000 руб. — выданы в подотчёт денежные средства на командировку.

При направлении сотрудника в командировку по территории РФ оформляются:

  • приказ (распоряжение) о его направлении в командировку;
  • служебное задание, в котором указывается цель командировки;
  • командировочное удостоверение.

По отметкам в командировочном удостоверении определяется фактическое время пребывания сотрудника в командировке.

С 1 января 2013 года требование о применении унифицированных форм при составлении первичных учётных документов в Федеральном законе от 11.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» отсутствует.

Минфин России в информации № ПЗ-10/2012 отметил, что обязательными к применению остаются формы первичных учётных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов).

Источник: http://www.pbu.ru/pbu/article/1755

Отправляем в командировку: пошаговая процедура — Audit-it.ru

Служебная командировка водителю

В. П. Кузнецова

Источник: Журнал “Отдел кадров коммерческой организации” № 5/2015

Какая поездка работника считается командировкой? Какие документы необходимо оформить для направления в служебную поездку? В каких случаях и как уведомить работника о праве отказаться от командировки? Нужно ли оформлять служебное задание и командировочное удостоверение?

В настоящее время практически ни одна компания не обходится без командировок – то с поставщиками нужно заключить договор, то уладить вопросы с заказчиками (например, настроить поставляемое оборудование) и пр. Сегодня пошагово рассмотрим процедуру направления в командировку сотрудника и укажем на типичные ошибки работодателей при этом.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Особенности направления работников в служебные командировки установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

1. Выбираем, кого направить. Первым делом стоит вспомнить об ограничениях, которые установлены трудовым законодательствам. Так, некоторых работников вовсе запрещено направлять в служебные поездки, а некоторых можно, но только с их письменного согласия.

В силу ст. 259 ТК РФ запрещается направление в служебные командировки беременных женщин.

Запрещено направлять в служебные поездки и несовершеннолетних (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252).

Обратите внимание!

В период действия ученического договора работники не могут направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ).

Кроме этого, обратите внимание на программу реабилитации инвалида, если в командировку планируется направить именно его. Если в данном документе содержится запрет на служебные поездки, направление в командировку инвалида будет неправомерным и может повлечь административную ответственность для работодателя.

Это следует из ст. 23 Федерального закона от 24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением. Напомним, что порядок выдачи медицинскими организациями таких заключений утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 № 441н.

Здесь важно понимать, что именно медицинское заключение имеет значение для работодателя – справка не подойдет.

Заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медосмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях.

А вот справки выдаются врачами (в отдельных случаях фельдшерами и акушерами) на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования.

Отметим, что получить письменное согласие на командировку и проверить наличие медицинских противопоказаний необходимо, если планируется, что в командировку поедет (ст. 259, 264 ТК РФ):

  • отец, воспитывающий детей без матери;
  • опекун (попечитель) несовершеннолетних;
  • мать (отец), воспитывающая(ий) без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
  • работник, имеющий ребенка-инвалида;
  • работник, осуществляющий уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

2. Получаем согласие и уведомляем о возможности отказа. Помимо того, что у работников названных категорий необходимо получить письменное согласие на командировку, их надо в письменном виде ознакомить с правом отказаться от поездки.

Обычно это оформляется следующим образом. Работодатель готовит уведомление, в котором работнику предлагается поехать в командировку и сообщается, что он вправе отказаться от нее.

Уведомление составляется в двух экземплярах и может выглядеть так.

Общество с ограниченной ответственностью «Апрель»

(ООО «Апрель»)

Исх. № 12/4                                                     Менеджеру по связям с общественностью

от 15.04.2015                                                   А. И. Пономаревой

Уважаемая Анна Ивановна!

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/830015.html

Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист?

Служебная командировка водителю

Что делать, если водитель едет в другой город и пробудет в пути не один день? На какой срок выписывать путевой лист, как часто в течение пути проходить предрейсовые медицинские осмотры — словом, возникает масса нюансов.

Для примера возьмем реальную ситуацию наших клиентов: водителя отправляют из Салехарда в Тюмень на станцию технического обслуживания. Давайте разбираться.

На какой период выписывать путевой лист

Приказ № 152 Минтранса говорит, что если путевой лист оформляется более чем на один день, то в нем проставляются даты начала и окончания рейса — число, месяц, год. В течение этого срока путевой лист должен быть использован. Но что делать, если:

  • Вы не знаете точно, когда водитель вернется. Это вполне возможно — всё зависит от того, какие неисправности найдут у автомобиля на СТО, не придется ли заказывать и ждать какие-то детали и т.п. Тогда ставьте в путевом листе приблизительную дату возвращения, с учетом нескольких «запасных» дней.
  • Водитель не успевает вернуться к указанному в путевом листе сроку. В этом случае нужно оформлять новый путевой лист, на обратную дорогу. Водитель может заполнить его сам или обратиться еще к какой-либо организации, той же СТО. В любом случае, несколько чистых запасных бланков у водителя на этот случай всегда должны быть.

Обратите внимание! Лист должен быть оформлен от имени владельца ТС, то есть работодателя водителя — причем с правильным порядковым номером. Поэтому водитель в такой ситуации звонит работодателю и выясняет следующий по журналу учета движения путевых листов номер. Этот номер организация (в нашем случае СТО) и проставляет на путевом листе.

Будет ли это являться нарушением и могут ли возникнуть впоследствии вопросы у проверяющих органов? Мы специально по этому поводу обращались с запросом в Минтранс, и получили ответ, что на путевом листе не требуется печати либо штампа владельца ТС, поэтому проблем не будет.

В этом случае на одну поездку будет оформлено два путевых листа

Первый от места нахождения работодателя до СТО (указывается маршрут). Второй — от СТО обратно (указывается обратный маршрут). В конечном результате два путевых листа в отношении одной командировки будут «биться».

Да, и не забудьте, что в обратном путевом листе должны быть заполнены все обязательные реквизиты, в том числе отметка о прохождении медосмотра и отметка контролера ТС о предрейсовом осмотре автомобиля. Разберем кстати и эти нюансы.

Где водителю проходить предрейсовый медицинский осмотр во время долгой командировки

Многие думают, что проходить предрейсовый медосмотр водителю в длительной командировке надо каждый день. Это не так. Медосмотр потому и назван предрейсовым, что он проводится непосредственно перед рейсом, который по нынешнему законодательству может длиться сколько угодно.

Допустим, вы отправили водителя в рейс, который длится с 25 по 30 апреля. Отметка о предрейсовом осмотре, которая стоит у него в путевом листе, действует все эти дни. Если до окончания срока путевого листа водитель благополучно вернулся домой — отлично, больше никаких медосмотров в рамках этого рейса ему проходить не надо.

А вот если он задержался в пути и срок путевого листа истек, то ему нужен новый путевой лист. И, соответственно, новая отметка о предрейсовом медицинском осмотре. То есть если предполагается, что водитель в командировке может задержаться — значит, надо заранее позаботиться о медицинском осмотре по месту нахождения ТС. Тут есть 2 варианта:

  1. заключить договор на предоставление медицинских услуг с какой-либо из клиник того населенного пункта, куда прибыл водитель (в нашем случае Тюмени);
  2. заключить договор с той же организацией (в нашем случае – СТО), куда приехал водитель — в том случае, если организация достаточно крупная, и у них есть свой медик.

Нужна ли в новом путевом листе отметка контролера ТС о предрейсовом техническом осмотре?

Да, конечно. Об этом тоже надо договориться с СТО, или иной организацией, пусть их контролер ТС проведет перед обратным рейсом вашего автомобиля технический осмотр и сделает отметку в путевом листе.

Обратите внимание! С 28 марта 2020 года Приказ Минтранса от 08.08.2018 № 296 действует в обновленной редакции. Теперь организации, которые эксплуатируют только легковые автомобили для собственных нужд, не обязаны проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния ТС.

Но тут вот какая хитрость: послабление только для тех организаций, на балансе которых числятся только легковые автомобили — и они используются только для собственных нужд компании.

Если в этой компании появится, например, автобус для сотрудников, то организация автоматически выбывает из списка «льготников».

Причем предрейсовый технический контроль в этом случае придется проводить для всех ТС, включая легковые автомобили.

Как отражать в путевом листе то время, пока машина будет ремонтироваться в СТО? Как простой?

Нет, простой возникает по непредвиденной причине (поломка автомобиля, непроезжее состояние дорог, ДТП и т.д.) и фиксируется в путевом листе с указанием на причину. Обслуживание в СТО — это не простой, ведь именно для этих целей водитель и был командирован.

Тем не менее, техобслуживание автомобиля действительно должно быть отражено в путевом листе. Как именно?

На лицевой стороне путевого листа легкового автомобиля есть большой блок «Задание водителю», а в нем графа «Опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочие отметки». Вот в эту графу рекомендуется вписать реквизиты следующих документов: – акт сдачи ТС в СТО, – акт выдачи ТС СТО,

– наряд-заказ на работы в СТО.

Источник: https://trs72.ru/komandirovka-voditelya-kak-pravilno-oformit-putevoj-list/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.