Служба судебных приставов незаконна

Содержание

Служба судебных приставов попала в Госдуме под «разнос» за работу по «алиментным» решениям судов и хитрые показатели в госпрограмме

Служба судебных приставов незаконна

Счетная палата раскритиковала министерство юстиции РФ и Федеральную службу судебных приставов (ФСПП) за проект госпрограммы «Юстиция», который вызвал сегодня серьезные вопросы на заседании комитета Госдумы по бюджету и финансам. Депутаты также высказали недовольство ситуацией и потребовали исправить ситуацию.

Как выяснилось, при верстке федеральных программ ФССП никогда не устанавливает для себя показатель, связанный с уровнем исполнения судебных решений. «У вас нет ни одного показателя, который бы относился к целям программы, которые в ней указаны», – возмущенно заявил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров.

«Значение показателя по обеспечению законности действий судебных приставов по обеспечению установления порядка деятельности судов ухудшается в планируемом периоде на 17 процентных пунктов по сравнению с тем, что происходит в 2020 году», – сообщила аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова.

При этом, по ее словам, ФССП продолжает накапливать объекты незавершенного строительства, и создавать новые тома проектно-сметной документации, «которая в дальнейшем не используется». «По итогам определенного периода она просто списывается без достижения результата. Эта ситуация вызывает у нас крайнюю обеспокоенность», – подчеркнула аудитор, назвав ситуацию критической.

«Зачем тогда нужна госпрограмма, если в результате ее действия законность снижается на 17%? – поинтересовался Макаров. – Или мы что-то со Счетной палатой неправильно видим?»

Заместитель министра юстиции РФ Али Алханов в ответ поблагодарил Счетную палату за то, что она «всегда держит нас в напряжении». В свою очередь, в ФССП пояснили, что спорный показатель является реверсивным – чем он меньше, тем лучше.

Тем не менее, депутат от КПРФ Вера Ганзя со своей стороны поинтересовалась, каким образом в госпрограмме удалось спрогнозировать долю решений приставов, которую суды в ближайшие годы признают незаконной. «Мы что, априори планируем, что они будут действовать незаконно?» – спросила она.

Однако Алханов отвечать на этот вопрос не стал, переадресовав его к представителю ФССП. «Эти все показатели реверсивные, и мы по ним стремимся к нулю», – пояснил он. «Но вы же работаете по обеспечению исполнения закона, а получается, что сами для себя планируете нарушать закон. Как это возможно?» – не отступала Ганзя.

«Всякое бывает, Вера Анатольевна», – примиряюще сказал Макаров.

В этот момент слово вновь взяла Татьяна Блинова, которая обратила внимание парламентариев, что служба судебных приставов никогда не устанавливает для себя показатель, связанный с уровнем исполнения судебных решений.

«А мы считаем, что это самый важный показатель результативности деятельности ФССП, – подчеркнула она.

– Учитывая, что на протяжении нескольких лет отмечается крайне низкий уровень исполнения судебных решений, особенно решений, связанных с алиментами – что считаем просто беспрецедентным – мы полагаем, что именно эти показатели должны были бы отражать результативность деятельности».

Счетная палата считает, что ФССП нужно кардинально пересматривать целевые показатели в госпрограмме.

«У вас нет ни одного показателя, который бы относился к целям программы, которые в ней указаны, – возмутился со своей стороны Макаров.

– Проблема не в том, нужен ли тот или иной показатель – у вас просто цели программы записаны одни, а индикаторы вообще не о них! Надо или поменять цели, или написать другие индикаторы».

В числе целей госпрограммы значатся, в частности, развитие в обществе правовой модели поведения граждан и поддержание устойчивого уважения к закону.

«Если вы говорите об уважении к закону, так может лучшим качеством [исполнения решений судов] по алиментам мы будем воспитывать это уважение? У кого мы собираемся это воспитывать? У нас очередная госпрограмма, где цели программы и показатели вообще не имеют друг к другу никакого отношения», – подчеркнул Макаров.

«Будем корректировать, согласны», – ответил замминистра юстиции.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 22.10.20

«Плохо спит и думает о Сергее Захарове»: Ефремову смягчили приговор. / В Москве начались регулярные рейды в торговых центрах: покупателям выписаны штрафы на 500 тысяч рублей. / В Приштине назвали угрозой официальное представительство минобороны РФ в Сербии. Читать дальше

© 2020, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Яндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Источник: https://newdaynews.ru/moscow/706403.html

Наказать пристава за незаконные действия | советы юриста

Служба судебных приставов незаконна

Наказать пристава не основная задача, главная — восстановить нарушенное право! Доброго времени суток, уважаемые читатели. Вот и наступила весна, работать совсем не хочется, а нужно.

На протяжении существования нашего проекта мы ответили на множество комментариев и заметили одну немаловажную особенность. У подписчиков и просто читателей блога возникают ситуации о несогласии с действиями должностных лиц по каким — либо причинам.

Большое количество вопросов поступает на тему обжалования действий. Если кто не понял, то я веду речь о приставах.

Вообще интересные люди, кто работает в этой службе (не все конечно, но бывают индивидуумы). Знаю не по наслышке, часто сталкивался с незнанием закона людей, которые исполняют этот самый закон. Парадоксально не правда ли? Такова реальность и от этого никуда не деться.

Ваша задача — быть на чеку и не давать расслабляться сотруднику, контролировать каждый шаг и тогда результат не заставит себя ждать. В общем сегодня поговорим о том, как правильно обжаловать действия должностных лиц. Кстати я не просто юрист, а юрист некоторое время отслуживший в системе.

Кое — какой опыт накопил и планирую поделиться с Вами друзья. Начинаем!

Главный принцип — законность!

Человек принимая решения в повседневной жизни, связан не только моралью, но и законом. Находясь в социуме человек подчиняется определенным правилам и нормам.

Таким образом наши решения зависят не только от нашего сознания (немного философии, дальше поймете к чему). Закон призван создать четкие правила для участников общественных отношений.

Будут правила, значит будет порядок, а если будет порядок значит будет результат.

Это правило касается не только нас с Вами — обычных людей, но и должностных лиц. Принимая решения, человек в погонах, наделенный государством властными полномочиями обязан в первую очередь соблюдать закон.

Как я уже говорил закон признан обеспечить порядок взаимодействиями между субъектами — в рассматриваемом случае участников исполнительного производства. Самый главный постулат для нас сегодня — Федеральный закон «об исполнительном производстве».

Вышеуказанный нормативный акт регулирует взаимоотношения должника, взыскателя, лица ведущего дело. Бесплатная консультация юриста в Челябинске.

Каждое действие сотрудника выражаются в принимаемых им постановлениях (он весьма ограничен в своих действиях). Каждое вынесенное постановление должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства.

Пример: как нельзя делать!

Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей.

Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве.

Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться.

Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.

Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!

Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

  1. Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
  2. Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.

Жалоба на пристава в суд. Составляем административное исковое заявление

Первое о чем нужно задуматься — это доказательственная база незаконного действия или бездействия. Как получить доказательства? Все очень просто — нужно ознакомиться с материалами производства и сделать фотокопии.

Вообще закон не обязывает сторону писать заявление на ознакомление с материалами производства. Во избежание проблем, лучше заявление подготовить и заранее направить в ОСП. В канцелярии отдела обязаны проставить входящий штамп (о принятии документа).

В приемное время можно прийти к должностному лицу и смело просить ознакомить с материалами.

Составляем административное исковое заявление и приобщаем доказательства. При составлении потребуется определиться с подсудностью. Иск направляйте в суд общей юрисдикции (арбитражный для организаций) на территорию которого распространяются полномочия работника.

Пример: я планирую подать жалобу на лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОСП по Калининскому району г. Энска. Заявление я буду направлять (как физическое лицо) в Калининский районный суд г. Энска.

Но бывает что в одном производстве есть исполнительные документы выданные разными инстанциями — общей юрисдикции и арбитражным. Встает вопрос куда направлять заявление? Судебная практика четко разграничивает полномочия судов в рассматриваемом случае.

Дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции. А мировые вообще не вправе рассматривать споры подобной категории. Помощь по кредитным делам в Челябинске.

  • Административное исковое заявление должно содержать следующие данные:
  • Наименование судебного органа (указывается в верхней правой части);
  • Адрес (строчкой ниже);
  • Сведения о подателе заявления (ФИО полностью, адрес);
  • Сведения об административном ответчике, заинтересованных лицах, адреса;
  • Информация о ходе производства;
  • Незаконные действия по мнению заявителя (к примеру незаконно снят арест с имущества);
  • Ссылки на нормы действующего законодательства;
  • Просительная часть (прошу признать действия незаконными, отменить постановление о наложении ареста на имущество должника).

Друзья, предлагаю более детально разобраться в вопросе, для Вас я подготовил примерные образцы жалобы. Я не запрещаю пользоваться материалами с этой страницы, но при копировании на другие ресурсы интернета, прошу указывать ссылку на мой сайт.

Не забудьте привлечь Управление службы по региону и сторону в качестве заинтересованного лица, ведь в их обязанности входит контроль за трудовой деятельностью рядовых сотрудников.

Административному истцу дано право заявлять ходатайство о применении обеспечительных мер о временном неисполнении спорного постановления. Это позволит на время приостановить действия оспариваемого документа.

Госпошлина по делам рассматриваемой категории не уплачивается.

Важно! Провинившийся апонент может понимать, что оспариваемое постановление действительно незаконно и попытаться исправить ситуацию.

У меня была практика оспаривания незаконного постановления о взыскании исполнительского сбора. По данному факту были направлены документы.

Должностное лицо указало, что спорное постановление отменено и просил прекратить производство по делу поскольку законные права и интересы стороны более не нарушаются.

Чтобы виновное лицо привлекли к ответственности нужно заранее запастись доказательствами. Рекомендуем направлять заявления о признании действия (бездействия) незаконны согласно иерархии:

  • Вышестоящее должностное лицо;
  • Управление ФССП по региону;
  • Суд.

До конца практика по прекращению судами административных дел не сложилась.

Следует учитывать (интересно будет тому, кто собирается обжаловать бездействие) не исполнение требований 2-х месячный не является безусловным основанием для признания бездействия. Практика трактует такой срок как не пресекательный, не связывает пропуск с бездействием. Интересная статья об отмене судебного приказа.

Как привлечь к ответственности?

Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?

Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:

  • Дисциплинарная;
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Неполное соответствие занимаемой должности;
  • Увольнение.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.

На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно).

Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника.

Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.

Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.

Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам.

В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!

Не откладывайте решение своей проблемы на потом — позвоните нам прямо сейчас:
+7(351)215-97-00 Задать вопрос Задайте вопрос онлайн или напишите в соцсетях

Источник: https://www.uk-vertum.ru/2018/03/17/%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0/

Верховный суд РФ разъяснил, какие действия приставов могут оказаться незаконными

Служба судебных приставов незаконна

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, какие действия судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными. Об этом говорится в принятом постановлении пленума ВС “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

“Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства”, – подчеркнул пленум. Например, незаконным может быть признано бездействие пристава, выяснившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых действий по выявлению другого имущества (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие госрегистрацию имущества и прав на него, и т.д.).

Нехватка кадров – не оправдание

“Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий”, – говорится в рекомендациях судьям.

Пленум отметил, что судебный пристав не вправе удовлетворить ходатайство о временном ограничении на выезд должника из РФ одновременно возбуждением исполнительного производства – до истечения срока для добровольного исполнения и до получения данных о том, что должник знает о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения

Арест имущества должен быть соразмерен долгу

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по поиску такого имущества и они оказались безрезультатными.

“Арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, – говорится в постановлении.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание.

В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности”.

Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения

При предоставлении отсрочки или рассрочки в выплатах “судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок”, – пояснил пленум.

Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов

Если незаконные действия или бездействие приставов причинили ущерб, он должен компенсироваться за счет бюджета и самого виновника.

 “Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность”, – пояснил пленум ВС. Предъявлять в суд жалобы на приставов могут и госорганы, администрирующие доходы в бюджет через исполнительное производство.

Ответчиком по жалобе выступает судебный пристав, чьи действия оспариваются, а при прекращении его полномочий – тот, кто его заменил, если полномочия не передавались – старший судебный пристав.

К участию в деле необходимо привлекать территориальный орган ФССП России.

При этом отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления пристава во время рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если его применение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов истца.

Подавший иск о возмещении вреда бездействием пристава не должен доказывать то, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание, “если в ходе исполнительного производства судебный пристав- исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными”.

В то же время, пояснил пленум ВС, “отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника”.

В случае удовлетворения иска к приставу Российская Федерация в лице ФССП в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении, например, при утрате имущества – с лица, которому имущество передано на хранение, при использовании недостоверной оценки имущества должника; если эту оценку производил оценщик, – с оценщика, и т.д. “ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда”, – отметил пленум.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/2446048

Обзор судебной практики об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России и её территориальных органов в 2015 году

Служба судебных приставов незаконна

Федеральной службой судебных приставов проведен анализ судебной практики по делам, связанным с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России в 2015 году.

При подготовке информации использованы данные ведомственной статистической отчетности о деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 году в сравнении с 2014 годом, а также сведения, представленные территориальными органами ФССП России в соответствии с приказом ФССП России от 22.08.2014 № 458 «Об утверждении Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов».

Согласно данным ведомственной статистической отчетности в 2015 году на рассмотрении в судах Российской Федерации находилось 79 808 заявлений, административных исковых заявлений (далее – заявлений) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, из которых 4 292 удовлетворено. По сравнению с 2014 годом количество предъявленных заявлений снизилось почти на 2,9 тыс. (3,50 %), при этом количество удовлетворенных возросло на 24 (0,56 %).

В целом количество заявлений по отношению к общему количеству исполнительных производств составляет одно заявление на 892 исполнительных производства, а одно удовлетворенное заявление приходится на 16 594 исполнительных производств.

Для сравнения, количество заявлений по отношению к общему количеству исполнительных производств в 2014 году составляло одно заявление на 749 производств, из которых одно удовлетворенное заявление приходилось на 14 521 исполнительное производство.

Результаты анализа складывающейся в 2015 году судебной практики показали, что судами общей юрисдикции принято к рассмотрению наибольшее количество заявлений – 64 303 (2014 – 64 820), тогда как в арбитражные суды поступило – 15 505 (2014–17 880).

С постановлениями, действиями (бездействием) должностных лиц Службы чаще не были согласны должники – предъявлено в суды 42 202 заявления (2014 – 43 070), из них признано судом обоснованными 3,8 % или 1 601 заявление (2014 – 3,7 % или 1 612).

Взыскателями оспаривались действия (бездействия) должностных лиц Службы 31 073 раза (2014 – 32 171), из них признаны незаконными – 7,2 % или 2 231 заявление (2014 – 6,7 % или 2 167).

Необходимо отметить, что в 2015 году уменьшилось количество заявлений по оспариванию действий должностных лиц ФССП России, поданных органами прокуратуры – 3 938 заявлений (2014 – 4 862), количество удовлетворенных судами заявлений также снизилось и составило 8,9 % или 352 заявления (2014 – 7,8 % или 380).

Из принятых в 2015 году судами Российской Федерации к рассмотрению заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Службы 88,5 % составили заявления, связанные с деятельностью судебных приставов-исполнителей, из них:

29 % – заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей;

12 % – заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора;

9 % – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по возбуждению исполнительного производства;

7 % – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по аресту имущества должников;

6 % – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по окончанию исполнительного производства;

4% – заявления по обращению взыскания на денежные средства;

4 % – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов;

10 % – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по иным основаниям.

Действия (бездействие) судебных приставов по ОУПДС также были предметом обжалования в рассматриваемом периоде по 45 делам (2014 – 82), при этом удовлетворено, как и в прошлом году, лишь одно заявление.

Анализ удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Службы показал, что лидирующее положение по-прежнему занимают заявления об оспаривании бездействия судебных приставов – исполнителей (38 % от всех признанных судом обоснованными), с оспариванием постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора связано 10 % удовлетворенных судами заявлений, с оспариванием действий судебных приставов-исполнителей по иным основаниям – 11 % заявлений.

С целью систематизации правоприменительной практики проведен анализ судебной практики по защите интересов ФССП России, ее территориальных органов и должностных лиц Службы в 2015 году. В качестве наиболее интересных примеров можно привести следующие.

По возбуждению исполнительного производства

Отсутствие в исполнительном документе сведений о месте рождения должника при наличии иных данных, позволяющих идентифицировать должника, не является препятствием для возбуждения исполнительного производства.

ЦБ РФ (Банк России) обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, мотивируя требования следующим.

Для исполнения в службу судебных приставов предъявлено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица С. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.25 КоАП РФ.

Однако постановлением судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства отказано по причине отсутствия в постановлении о наложении штрафа сведений о месте рождения должника.

Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку в постановлении о наложении штрафа указаны все имеющиеся данные должника – фамилия, имя, отчество, дата рождения и паспортные данные, позволяющие идентифицировать его личность и возбудить исполнительное производство.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.

2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в исполнительном документе должны быть указаны, в том числе, сведения о должнике и взыскателе: для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также – дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также – дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.

Обязательное указание сведений о месте рождения гражданина-должника направлено на обеспечение идентификации должника. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.

1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах) при необходимости вправе запросить дополнительные сведения.

Кроме того, в данном случае исполнительный документ содержит данные о фамилии, имени и отчестве должника, дате рождения, месте жительства, паспортные данные, что позволяет идентифицировать должника.

В связи с чем судом сделан вывод о том, что отсутствие в постановлении сведений о месте рождения должника не является препятствием для возбуждения исполнительного производства и осуществления исполнительных действий, направленных на исполнение назначенного административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Отказ в возбуждении исполнительного производства при сочетании в исполнительном документе одновременно требований как неимущественного, так и имущественного характера, признан судом незаконным.

Строительный университет обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, указав, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для вынесения вышеуказанного постановления ввиду представления всех необходимых документов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.

Решением суда на должника возложена обязанность освободить незаконно занятые помещения. Кроме того, тем же решением суда с него взыскано неосновательное обогащение в размере 581 457,73 руб., а также госпошлина в размере 14 376,94 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства отказано в связи с соединением в нем одновременно требований как неимущественного, так и имущественного характера.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на незаконность вынесенного постановления ввиду следующего.

По смыслу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе может содержаться как требование о передаче денежных средств, так и о совершении определенных действий, однако не делается указания на невозможность отражения в исполнительном документе лишь одного из требований (имущественного или неимущественного характера).

В то же время согласно части 4 статьи 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное.

В случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу (часть 5 статьи 319 АПК РФ).

Из материалов дела не следует, что спорный исполнительный лист должен быть исполнен в разных местах или имеются иные случаи, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 319 АПК РФ, для выдачи по делу нескольких исполнительных листов.

Так, отсутствие технической возможности и наличие ограничений в программном обеспечении службы судебных приставов на возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему имущественный и неимущественный виды исполнения, само по себе, без предусмотренных законом оснований, не свидетельствует о правомерности оспариваемого постановления.

Суды апелляционной и кассационной инстанции, оставляя в силе решение суда, указали, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали предусмотренные Законом об исполнительном производстве основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Источник: https://fssp.gov.ru/2282665/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.