Скрытая аффилированность

Содержание

Как провести проверку на аффилированность

Скрытая аффилированность

В рамках реализации антикоррупционного законодательства органы местного самоуправления обязаны выявлять и пресекать случаи аффилированности муниципальных служащих.

Если выяснилось, что муниципальный служащий взаимодействовал с аффилированными с ним лицами при исполнении своих должностных обязанностей, его нужно привлечь к дисциплинарной ответственности за нарушение требований об урегулировании конфликта интересов.

Что такое аффилированность

В Гражданском кодексе РФ под аффилированностью понимается наличие между лицами отношений связанности (ст. 53.2). В ряде действующих нормативных правовых актов встречаются понятия, схожие с понятием аффилированности.

Так, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ содержит понятие «сделка с заинтересованностью», федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ – понятие «конфликт интересов». В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г.

№ 948-1 используется термин «аффилированные лица».

Аффилированность на муниципальной службе возникает в том случае, если при выполнении должностных обязанностей у служащего есть личная заинтересованность, связанная с близкими родственниками или иными лицами.

Аффилированные лица для муниципального служащего – это лица, способные повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и состоящие с ним в близком родстве или свойстве, граждане или организации, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аффилированность тесно связана с понятием конфликта интересов – ситуации, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ).

Такая заинтересованность предполагает возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей, в том числе благодаря аффилированным связям, доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих заинтересованных лиц.

Должностные (служебные) обязанности в этой ситуации выполняются служащим не беспристрастно и не объективно.

Муниципальный служащий должен принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, ст. 10, 11 Закона № 273ФЗ).

Если в ходе исполнения должностных обязанностей возникла личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий должен своевременно, в установленном порядке уведомить об этом работодателя и принять меры.

Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов может включать изменение должностного или служебного положения служащего или его отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов – правонарушение, за которое служащего увольняют в связи с утратой доверия.

Как организовать проверку на аффилированность

Проверку на аффилированность может провести кадровая служба органа местного самоуправления, его специальное структурное подразделение или комиссия по урегулированию конфликта интересов.

Цели проведения проверки: предупредить и выявить случаи возникновения конфликта интересов на муниципальной службе, определить круг муниципальных служащих, у которых может возникнуть конфликт интересов при исполнении должностных обязанностей.

Порядок проведения проверки на аффилированность не установлен федеральным и региональным законодательством. В связи с этим органы местного самоуправления могут самостоятельно урегулировать данную процедуру.

В муниципальной программе или плане противодействия коррупции муниципального образования можно предусмотреть мероприятия по проведению проверок на аффилированность муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений, а отдельным решением утвердить порядок проведения таких проверок.

ПРИМЕР: В соответствии с планом противодействия коррупции администрация города Перми предусмотрела мероприятия по проведению проверок на аффилированность муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений (распоряжение от 12 мая 2016 г. № 53).

Комплексные проверки на аффилированность целесообразно проводить совместно с органами прокуратуры. Это позволит определить общие с ними подходы к решению проблем аффилированности и конфликта интересов.

Кого проверять на аффилированность

Вначале определите круг лиц, в отношении которых будет проводиться проверка на аффилированность. Такая проверка в обязательном порядке должна осуществляться в отношении муниципальных служащих, которые участвуют в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и проходят муниципальную службу в наиболее коррупционных сферах. Эти сферы связаны:

  • с распоряжением муниципальным имуществом, например земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • выдачей различной разрешительной документации;
  • оказанием муниципальных услуг, носящих заявительный характер.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ введены ограничения для членов комиссии по осуществлению закупок в части наличия у них родственных или иных связей с участником закупки. Поэтому включите в число проверяемых не только лиц, заключающих муниципальные контракты, но и членов комиссии по осуществлению закупок.

Как получить информацию о родственниках проверяемого

Получите информацию о близких родственниках лиц, которых нужно проверить на аффилированность. Источником достоверных данных может служить анкета, которую проверяемый заполнил при поступлении на муниципальную службу. В таких анкетах указывают сведения об отце, матери, супругах (в том числе бывших), братьях, сестрах, детях.

Информацию о других (не только близких) родственниках, с которыми муниципальный служащий может быть аффилирован, можно получить от самого проверяемого. Для этого в муниципальном порядке проведения проверок нужно предусмотреть положения о возможности получения информации о родственниках непосредственно от муниципального служащего.

Получить сведения об иных лицах, с которыми муниципальный служащий может быть аффилирован (друзьях, знакомых), невозможно. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями, в рамках которых такие лица могут быть установлены.

НА ЗАМЕТКУ:

Чем полезна информация об ИНН родственников

Рекомендуем запрашивать не только фамилии, имена и отчества родственников, но и даты их рождения, а также идентификационные номера налогоплательщиков. В дальнейшем это упростит процедуру проверки. Ф. И. О.

, ИНН, дата рождения – обязательные данные при регистрации гражданина в качестве ИП или учредителя организации. Но на практике бывает, что дата рождения физического лица не указана в базе ФНС, а по Ф. И. О. есть множественные совпадения.

В таких случаях приходится делать дополнительные выборки либо уточнять информацию. ИНН совпадения исключает.

Что включает проверка

Проверка на аффилированность включает ряд мероприятий по выявлению случаев несоблюдения муниципальными служащими установленных требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

1. Заполнение анкеты при поступлении гражданина на муниципальную службу и ежегодная актуализация этих анкетных данных.

2. Анализ сведений в анкете на наличие аффилированности – взаимодействия органа, в котором служащий замещает должность, с коммерческими и некоммерческими организациями.

Проверьте организации, в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу, осуществлял иную оплачиваемую деятельность.

Выясните, где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего, какими ценными бумагами (долями, паями) владеют он сам и члены его семьи.

Учтите: факт участия родственника в управлении хозяйствующим субъектом без осуществления муниципальным служащим должностных полномочий в отношении такого субъекта не влечет за собой аффилированности и не свидетельствует о возникновении конфликта интересов.

3. Определение участия служащего в осуществлении функций муниципального управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций.

4. В случае проведения проверки в отношении муниципальных служащих, участвующих в предоставлении земельных участков, – анализ сведений о физических и юридических лицах, которым были 5.

При установлении аффилированности – проверка наличия уведомления служащим о возможном возникновении при исполнении им должностных обязанностей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Если муниципальный служащий своевременно и надлежащим образом уведомил работодателя о возможности возникновения конфликта интересов и принял необходимые меры по его предотвращению (самоотвод или изменение должностных полномочий), случай не может рассматриваться как нарушение.

6. Если аффилированность выявлена, а муниципальный служащий не подавал уведомление – проверка для принятия решения о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов. Потребуйте, чтобы служащий написал объяснительную записку по факту возникновения конфликта интересов.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20171109/

Скрытая аффилированность

Скрытая аффилированность

Комиссией по координации работы по противодействию коррупции органам местного самоуправления указано на необходимость принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, уделив первоочередное внимание выявлению скрытой аффилированности.

Аффилированное лицо

— физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность (участвовать в деятельности) юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Участие (аффилированность) может быть выражено в учреждении таким лицом коммерческой организации, то есть организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки антикоррупционным запретам, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 2-х лет.

К мероприятиям по выявлению указанного конфликта интересов можно отнести:

1. Анализ сведений на наличие аффилированности – взаимодействия органа, в котором муниципальный служащий замещает должность, с организациями:

– в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу,

– в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность,

– где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего.

2. Определение, участвовал ли служащий в осуществлении функций управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций.

3. При установлении аффилированности проверка наличия соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и правового акта о мерах по урегулированию ситуации.

Антикоррупционное законодательство предусматривает принятие следующих мер по противодействию аффилированности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления:

1. Самим служащим. Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

2. Представителем нанимателя. Если представителю нанимателя стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, то он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

3. Комиссией по урегулированию конфликта интересов. Для соблюдения антикоррупционных требований в органах местного самоуправления образуются коллегиальные органы – комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего может состоять:

– в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов;- в отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего со службы.

Основание для такого увольнения – утрата доверия.

По тому же основанию может быть уволен и представитель нанимателя (руководитель, начальник), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер к предотвращению или урегулированию этого конфликта.

Статьей 289 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

Другой ситуацией возникновения конфликта интересов на муниципальной службе является соподчиненность лиц, находящихся в близких родственных отношениях или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), связанных имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядка их урегулирования представлен в подразделе «Методические рекомендации» раздела «Против коррупции» официального сайта администрации города Пензы.

При этом напоминаем, что требование по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространяется на организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе на муниципальные учреждения и предприятия (ст.13.3. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

На основании изложенного,

1. Представленная информация доведена до сведения муниципальных служащих органов местного самоуправления и руководителей муниципальных организаций.

2. Приняты предложенные меры по пресечению, предупреждению и выявлению возможных фактов конфликта интересов муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Особое внимание уделено выявлению возможных фактов аффилированности и соподчиненности лиц (муниципальных служащих, работников муниципальных организаций, в чьи обязанности входит соблюдение антикоррупционных требований), находящихся в близких родственных отношениях или свойстве.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b34a034b6502700a9e448f4/skrytaia-affilirovannost-5b3b22c759a87e00a95d43c5

Аффилированность: признаки, понятие, значение, способы влияния на деятельность компании

Скрытая аффилированность

  • 2 Октября, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

В бизнес-среде нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми лицами или организациями.

Конечно, подобное положение дел может оказать свое влияние на результат экономической сделки, обернуться отрицательными последствиями для других ее участников. Это и есть пример аффилированности. Понятие, признаки, значение мы рассмотрим далее в статье.

Разберем, что это конкретно для юридических и физических лиц.

О термине

“Аффилированность” – заимствованное слово. Оно перешло в русский язык из англо-американского права. Происходит от английского глагола to affiliate. Он переводится как “усыновлять”, “присоединять”. В деловой среде имеет значение “делать своей дочерней компанией”.

Что касается сферы отечественного гражданского права, то понятие “аффилированность” впервые было обозначено в ФЗ №948-1 “О конкуренции”. Определение, признаки аффилированности указаны в ст. 4. Тут также помещен список объектов, которые признаются российским законодательством заинтересованными в определенном исходе сделки.

До этого понятие использовалось в Положении об инвестиционных фондах, о приватизации, аккумуляции приватизационных чеков граждан. В настоящее время эти документы недействительны.

Определение понятия

Аффилированными называются как физические, так и юридические лица, которые способны оказывать определенное влияние на деятельность, решения иных физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

При этом в мире не установлено единого определения. В Европе, например, аффилированными считаются фирмы, зависящие от других компаний. В российском законодательстве иное определение.

Аффилированными называются как зависящие, так и выгодоприобретающие лица.

Таким образом, в РФ аффилированным можно именовать все то, что способно оказать влияние на исход сделки, предпринимательскую деятельность в пользу определенного лица. И нередко – противозаконно.

Для физических и юридических лиц

В отношении организаций (юридических лиц) аффилированными (заинтересованными в определенном исходе сделки и способными влиять на нее) считаются:

  • Генеральный директор.
  • Члены Совета директоров компании.
  • Члены исполнительных коллегиальных структур.
  • Лица, у которых есть право на распоряжение более чем 20% в форме акций, включенных в уставной капитал.
  • Субъекты одной группы принадлежности касаемо конкретного юридического лица.

Аффилированными (взаимосвязанными, зависящими друг от друга) по российскому законодательству считаются следующие физические лица (индивидуальные предприниматели):

  • Состоящие в одной деловой группе, объединении с конкретным ИП.
  • Физическое лицо, владеющее более чем 20% акций в уставном капитале юридического лица.

Дополнительные определения

Положения о признаках аффилированности можно встретить в следующих российских законодательных, нормативных актах:

  • ФЗ № 208 “Об акционерных обществах” (1995).
  • ФЗ № 14 “Об обществах с ограниченной ответственностью” (1998).
  • ФЗ №7 “О некоммерческих организациях” (1996).
  • ФЗ № 161 “об унитарных и государственных предприятиях” (2002).
  • ФЗ №39 “О рынке ценных бумаг” (1996).
  • Положение по бухучету “Об аффилированных лицах” (ПБУ 11/2000).

В соответствии с предписаниями этих актов, все сделки, которые совершаются при наличии определенной заинтересованности между заказчиком, участником закупки, происходят лишь с одобрения управляющего органа. Например, сделка с подозрением на признаки аффилированности в отношении ООО возможна только с общего одобрения членов данного общества.

Во всех случаях главный признак – это наличие взаимоотношений между выгодоприобретателем и зависимым от него юридическим или физическим лицом.

Теперь рассмотрим ситуацию касательно физических и юридических лиц.

Признаки у физических лиц

Список должностных лиц, имеющих признаки аффилированности, указан в ст. 4 ФЗ “О конкуренции”. Он практически идентичен положениям вышеобозначенных законодательных актов.

Главный признак аффилированности здесь – наличие между участниками сделки родственных связей. Факт аффилированности контрагента устанавливается в тех случаях, когда родственники:

  • Выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками.
  • Являются владельцами более 20% акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки.
  • Находятся на руководящей должности в компании, являющейся конечным получателем дохода со сделки. К примеру, родственники выступают главным бухгалтером в одной компании и учредителем в другой фирме.

Трактовка Налогового кодекса

Налоговый кодекс содержит в себе несколько иное понятие аффилированности участников закупки. Здесь взаимосвязанными лицами считаются как граждане, так и организации, у которых есть возможность влиять на результаты деятельности представляемых ими объектов. Это определение содержится в ст. 20 Налогового кодекса.

Вот признаки аффилированности по НК:

  • Доля косвенного участия одной организации в делах другой оценивается в более чем 20%. Частый пример: один и тот же руководитель у двух объектов – участников закупки.
  • Один из участников тендера подчиняется другому согласно должностному положению.
  • Участники сделки – родственники, связаны узами брака.

Признаки у юридических лиц

Обозначим теперь общие признаки аффилированности юридических лиц:

  • Наличие или дружеских, или родственных связей. Например, когда бизнесмен является родственником одного из участников сделки.
  • В уставных фондах компаний вклады от одних и тех же людей (вне зависимости от размера принадлежащей им доли).
  • Наличие иных зависимостей экономического характера.

Разновидности взаимозависимости у юридических лиц

Признаки аффилированности у юридических лиц можно разделить на несколько категорий:

  • Юридическая заинтересованность. Аффилированность предприятия будет характеризоваться наличием четкой прослеживаемой юридической связи между бенефициарами. Сюда также относится и конфликт интересов. Что это в данном случае? Когда сделка останавливается официальными надзорными органами из-за личной заинтересованности лица, находящегося на государственной службе.
  • Фактическая заинтересованность. Как доказать аффилированность юридических лиц здесь? К сожалению, практика показывает, что этот вид заинтересованности практически недоказуем. Выявление аффилированности возможно только в том случае, если у контрагентов есть один и тот же главный акционер. Это может выявить налоговая проверка. Пример: владение офшорными компаниями, привлечение родственников к управлению фирмами в качестве номинальных владельцев.
  • Экономическая заинтересованность. Случай взаимозависимости производителя и поставщика. Такая аффилированность предполагает наличие связи между дебитором и клиентом и оказывает свое влияние на результат сделки.

Это признаки аффилированности юридических лиц по ГК РФ. С развитием технологий появляются и новые примеры. Например, такая разновидность, как аффилированность сайтов. Создается несколько вспомогательных дочерних порталов для продвижения основного интернет-ресурса. Через эти сайты пользователи перенаправляются на материнский портал, что увеличивает в разы показатели его посещаемости.

Обязанности организаций

Наличие у участвующих в сделке компаний признаков аффилированности преследуется по закону. В РФ законодательство предписывает производить следующие мероприятия, направленные на борьбу со взаимозависимостью физических и юрлиц:

  • Выдавать справки об аффилированности. А также вести списки бенефициаров и заинтересованных лиц.
  • Хранить данные перечни и списки в течение установленного времени.
  • Предоставлять своим участникам возможность знакомиться с оригиналами данной документации (в пределах стен организации) не позже 3-х дней с даты подачи заявления на участие.

Последствия аффилированности

В Российской Федерации нередкой считается проверка фирмы на признаки аффилированности. Наиболее остро такая проблема стоит в нашей стране в сфере нефтегазовой промышленности.

Нередко стоимость таких ценных ресурсов занижается при реализации их посреднику, который по факту является аффилированным по отношению к добывающей компании лицом.

Или находится в каких-либо связях с организаторами закупок.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства? В первую очередь это совершение преступления. Ведь снижение закупочной цены ведет к уменьшению налогооблагаемой базы, а вместе с ней и НДС. Эти манипуляции препятствуют поступлению полагающихся взносов в государственную казну. Таким образом, в выигрыше от такой сделки остается посредник.

На сегодняшний день суды тщательно проверяют компании на признаки аффилированности юридических лиц при банкротстве, при ведении деятельности. Если у юрлица при этом образовалась налоговая задолженность, то ее по российскому законодательству правомерно будет взыскать именно с аффилированных лиц.

Но при этом наличие признаков аффилированности у участников какой-либо сделки не служит причиной для лишения их полагающихся гарантий, для негативных последствий. Они лишь не должны скрывать этот факт от своих партнеров, что поможет последним рационально и своевременно определить свои риски при заключении сделки.

Публичные торги

При проведении аукционов (публичных торгов) в Российской Федерации необходимо проверить их участников на аффилированность. Так предписывает ФЗ №44 (2013). Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам для участников комиссии. В частности, в отношении лиц, что могут быть заинтересованы в результатах проводимых торгов.

Чтобы избежать проблем и недоразумений при участии в аукционе, компании представляют письма, свидетельствующие об отсутствии аффилированности. Так как нередкой бывает ситуация, когда на определенный лот претендуют две фирмы, имеющие одного и того же владельца.

Схема тут проста: первая фирма подстраховывает вторую. Делает минимальную ставку. В то время как вторая называет высокую стоимость. При таком раскладе дел остальные участники отказываются поднимать свои ставки, что останавливает аукцион.

Но это еще не все. Второй игрок отказывается от покупки лота. Поэтому он достается первой фирме по минимальной цене. Так аффилированность позволяет совершить весьма выгодное приобретение. Правда, незаконным путем.

Как ее выявить здесь? Если есть какие-то подозрения насчет участников торгов, нужно проследить всю цепочку бенефициаров (выгодоприобретателей). Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка признается недействительной (на основании ст. 10, ст. 168 ГК РФ).

Банкротство

При признании фирмы банкротом ее владельцу важно доказать отсутствие каких-либо признаков аффилированности. Ведь тут нередким бывает мошенничество: между должником и каким-то участником сделки происходит договоренность насчет создания искусственной задолженности.

Что происходит далее? Включение данной задолженности в реестр требований кредитора позволяет заинтересованной компании получать прибыль с конкурентной массы. А это ставит ее в более выгодное положение в отношении иных участников сделки.

Если собрана необходимая доказательная база в пользу факта мошенничества, то этого достаточно для признания злоупотребления правом, отклонения требований заинтересованных лиц.

Третейские суды

Принцип деятельности третейского суда – это противопоставление аффилированности и беспристрастности. Ведь суд является частью государственной системы.

Важно помнить о том, что слушание может инициировать один из действующих членов бизнес-гильдии, ассоциации предпринимателей или иного созвучного объединения.

Избежать конфликтов здесь помогает только соблюдение правил судебного беспристрастного разбирательства.

Таким образом, в Российской Федерации аффилированными лицами являются как сами выгодоприобретатели, так и зависимые от них посредники. И теми, и другими выступают и юридические, и физические лица. Можно найти признаки аффилированности в субаренде, при проведении аукционов, третейских судов, при процедуре признания банкротства. Сокрытие взаимозависимости в РФ преследуется по закону.

Источник: https://fin-az.ru/446350a-affilirovannost-priznaki-ponyatie-znachenie-sposobyi-vliyaniya-na-deyatelnost-kompanii

Аффилированные лица – кто это: примеры, признаки, ответственность

Скрытая аффилированность

Понятие «аффилированные лица» чаще всего встречается в отчетах корпораций и в хрониках экономических преступлений. Оптимизация бизнеса – и вывод активов, развитие компании – и фиктивные сделки… Кто же такие аффилированные лица? Как их определить в чужих компаниях и как вести учет в своих?

Аффилированность – что это такое простыми словами

Аффилированные лица – это все лица, которые по своему статусу могут влиять на управленческие решения в организации или у индивидуального предпринимателя. Под влиянием подразумевается контроль над стратегией развития предприятия, принятием решений о слияниях и поглощениях, о крупных сделках (закупки или продажи), структуре руководства и т.п.

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный».

Законодательство в России описывает аффилированность юридических лиц не настолько четко, как в западных странах – у нас это более широкое понятие. В Налоговом кодексе РФ (статьи 20; 105.1 и 105.2) есть понятие взаимозависимых лиц. В действующем до сих пор законе РСФСР от 22.03.1991, № 948-1 (статья 4) кратко перечислены аффилированные лица и указаны основные признаки аффилированности.

Признаки аффилированного лица

  • Имеет право голоса на собраниях акционеров ОАО или участников ООО.
  • Владеет пакетом акций, позволяющим влиять на решения собрания акционеров, или долей в уставном капитале.

    К примеру, ПАО «Газпром» владеет 100% акций ООО «Газпром трансгаз Уфа» и в соответствии с этим осуществляет прямой контроль, являясь для своей уфимской «дочки» аффилированным лицом.

  • Имеет родственные связи с руководителями/членами совета директоров/владельцами организации.

    Давид Трактовенко владеет холдингом «Банкирский дом «Санкт-Петербург», а его сын Вячеслав является председателем совета директоров сети кафетериев «Микс» и сети фитнес-клубов «Фитнес-формула». Первый по отношению ко второму – аффилированное лицо.

  • Вправе отменять или приостанавливать действие решений исполнительных органов компании (если аффилированным лицом является член правления).

Кто может быть аффилированным лицом

Юридические лица могут быть аффилированными как с организациями, так и с физическими лицами. В их перечень входят:

  • руководитель исполнительного органа юрлица. Например, Вагит Алекперов, формально владеющий 2,5% акций «Лукойла», – лицо, исполняющее полномочия единоличного исполнительного органа этой компании, а значит – аффилированное;
  • член совета директоров, наблюдательного совета или другого коллегиального органа юрлица. Грегор Моват или Тимоти Демченко не имеют акций компании «Магнит», но в 2018 году являются членами ее совета директоров, и, соответственно, признаются аффилированными лицами;
  • владельцы более чем 20% акций или долей в уставном капитале. Компания «Роснефтегаз» владеет 50% акций ПАО «Роснефть» и на этом основании является аффилированным лицом;
  • зависимая организация, в которой этому юрлицу принадлежит больше 20% (например, дочерняя компания);
  • фирмы, входящие в ту же группу лиц (об этом подробнее в следующей главе), что и данная компания.

Физические лица могут быть аффилированными:

  • у организаций, в которых эти физлица распоряжаются более 20% долей в уставном капитале;
  • у других компаний, входящих в ту же группу, что и физлицо.

Что такое группа аффилированных лиц

Этот термин взят из закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Он может означать несколько вариантов. Итак, группа аффилированных лиц – это:

1 Несколько предприятий, входящих в одну финансово-промышленную группу. Скажем, Качканарский ГОКа, входящий в компанию ЕВРАЗ, относится к группе аффилированных лиц с «Евразрудой», «Южкузбассуглем», Нижнетагильским меткомбинатом и еще дюжиной других юрлиц.

2 Прямые родственники (супруги, родители/усыновители, дети, братья и сестры) и принадлежащие им юрлица. Например, холдингом «Сафмар» владеют Саит-Салам и Саид Гуцериевы. Это брат и сын владельца компании «Русснефть» Михаила Гуцериева. Все их юрлица входят в группу аффилированных.

3 Юридическое или физическое лицо и организации, в которых упомянутые лица имеют больше 50% акций или долей в уставном капитале. Аффилированные компании могут быть как ООО, так и ОАО, в законодательстве это не разделяется.

4 Физлицо и фирмы, в которых этот человек является единоличным руководителем (например, генеральным директором).

5 Физическое или юридическое лицо и организации, которым указанные лица имеют право (на основе учредительных документов) давать руководящие указания, обязательные к исполнению.

6 Несколько организаций, в совет директоров которых входит более 50% одних и тех же людей.

7 Физлицо или юрлицо и организации, гендиректоры и/или более 50% членов совета директоров которых избраны по предложению упомянутых лиц. По этому основанию, к примеру, к одной группе принадлежат компания «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», Московский и Казанский вертолетные заводы и еще более 10 юрлиц.

Права и обязанности аффилированных лиц

Права аффилированных лиц каким-то особым образом законодательством не установлены. Они полностью соответствуют правам других лиц, участвующих в экономике РФ.

Зависимые и контролирующие организации и физлица вправе вести совместную экономическую деятельность, координировать свои стратегии развития, но не выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства.

А вот обязанностей у аффилированных лиц больше, чем у прочих субъектов рынка. В конкретном законодательном акте они не описаны, однако проистекают из общего смысла деятельности группы предприятий, связанных между собой. Эти обязанности таковы:

1 Информировать контрагентов о своей аффилированности с другими лицами в случае проведения сделок с заинтересованностью (в данном случае – когда одной из сторон сделки является аффилированное или зависимое лицо). Ответственность за нарушение этого требования наступает только в случае, когда контрагент доказал, что ущерб ему нанесен непредоставлением информации. Сделка может быть отменена.

2 Информировать о появлении аффилированности в случае приобретения более 20% акций или долей в уставном капитале другого лица. Этот пункт касается только акционерных обществ, которые обязаны публиковать отчетность в соответствии с законом. Сведения аффилированная компания публикует в течение 10 дней в официальном публикаторе данных о госрегистрации юридических лиц.

Основной сложностью является контроль дочерних и зависимых компаний на предмет продажи и покупки ими небольших пакетов акций (если это разрешено Уставом фирмы). Если ваша дочерняя фирма А приобретает, скажем, 10%-ный пакет акций компании Б, а у вас уже есть 10% акций той же компании Б, то вы, сами того не подозревая, попадаете в список аффилированных лиц последней.

3 Вести список аффилированных лиц. Эта обязанность более актуальна для акционерных обществ, нежели для ООО, однако перечень должен быть и у тех, и у других.

Если компания размещает свои акции на бирже, у нее появляется обязанность предоставлять список аффилированных лиц в Центробанк РФ (в составе прочей отчетности) и организатору биржевых торгов.

Также эти списки должны размещаться на официальных сайтах компаний и быть в общем доступе как минимум 3 года с момента размещения и столько же – со времени каждого обновления.

Кому и для чего нужна информация об аффилированных лицах

Сведения об аффилированности фирм и физлиц должны находиться в доступе (см. п.3 следующей главы), чтобы участники сделок могли проверять контрагентов. Список аффилированных компаний необходим для того, чтобы контролировать и отчитываться перед госорганами по сделкам с зависимыми лицами, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство.

Он упрощает процедуру одобрения сделок с заинтересованностью (не требуется получать выписки из госреестров для доказательства взаимозависимости лиц). Также эти данные предоставляются собственным акционерам/участникам ООО. Еще один адресат – налоговые и другие контролирующие органы в ходе проверок (подробнее о них – в главе об ответственности аффилированных лиц).

Другое важное предназначение данной информации – внутренний контроль и защита от недружественных поглощений. Самый простой пример – сделки по покупке пакетов акций компаний-конкурентов.

Допустим, ЗАО “Первый”, имеющее 30% акций ОАО “Второй”, решило приобрести еще 21% и получить контрольный пакет этой компании.

Менеджмент “Второго” не горит желанием продавать ценные бумаги “Первому” и попадать в полную зависимость.

Тогда “Первый” применяет следующую схему: на сына генерального директора ЗАО “Первый” регистрируется ООО “Третий”, которое и выходит с предложением купить пакет акций компании “Второй”.

Поскольку у физлица аффилированных лиц быть не может, а ООО имеет право не публиковать сведения о своих аффилированных лицах, заинтересованность ЗАО “Первый” в действиях ООО “Третий” можно проследить только через отчетность компании “Первый”.

Поэтому для менеджмента ОАО “Второй” при поступлении предложения о покупке акций важно проследить возможную аффилированность потенциального покупателя, оценив его вероятную связь со своими основными рыночными конкурентами. А если этого сделано не будет, акции купит ООО “Третий”, а затем продаст их своему аффилированному лицу – ЗАО “Первый”, произойдет недружественное поглощение.

Как правильно вести список аффилированных лиц

Порядок учета аффилированных лиц для открытых и закрытых акционерных обществ, а также ООО примерно одинаков.

1 Руководитель юрлица издает приказ, в котором назначает лицо, ответственное за ведение перечня. Можно оставить контроль за собой, но целесообразнее переложить эту функцию на юриста.

2 Устанавливается частота обновления списка – раз в год, в полугодие или в квартал, все зависит от активности компании и взаимозависимых лиц на рынке акций. Законом такая частота не оговаривается.

3 Устанавливается место хранения перечня, а также срок, в который открывается доступ к нему. Если речь идет об ООО, список может храниться у гендиректора и предоставляться по требованию. ОАО обязаны размещать эти данные на своем официальном сайте. Требовать список к просмотру вправе заинтересованные лица: акционеры или участники ООО, кредитные организации.

4 Указывается лицо, имеющее право подписывать список.

Форму списка выбирает сама компания. В нем обязательно должны быть следующие пункты:

  • название фирмы, ее юридический и почтовый адреса/ ФИО и адрес для физлица;
  • дата возникновения аффилированности, событие (покупка акций, назначение на должность и т.д.).

Также здесь может присутствовать графа с размером доли в уставном капитале, которой владеет аффилированное лицо, и другая информация.

Выписка из списка аффилированных лиц ПАО «Сбербанк»

Полное

фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (если имеется) аффилированного лица

Место нахождения юрлица или место жительства физлица (указывается только с согласия физического лица)Основание, по которому лицо признано аффилированнымДата, с которой лицо признано аффилированнымДоля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, %
9Греф Герман ОскаровичРоссийская Федерация, г. Москва1. Президент, Председатель Правления Банка

2. Председатель Правления Банка

3. Член Наблюдательного совета Банка

4. Принадлежит к группе лиц Банка

Источник: https://myrouble.ru/affiliate/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.